+906 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Святой Апостол и Евангелист Марк. Фреска бокового купола церкви Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года. Фрагмент.
Святой Апостол и Евангелист Марк. Фреска бокового купола церкви Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года. Фрагмент.



Апостол и Евангелист Марк или Иоанн-Марк (+ 63 г.), племянник Апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из Апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником Апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с Апостолами Павлом и Варнавой святой Марк проповедовал в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как Апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6-12).
После миссионерских трудов с Апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с Апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска монастыря Пантократор на Афоне. 1363 год.
Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска монастыря Пантократор на Афоне. 1363 год.



Великомученик Георгий Победоносец (284-303 гг.), чудотворец, родился в Каппадокии (по другим источникам - в Берите, ныне - Бейрут), в семье богатых и благочестивых родителей - Геронтия и Полихронии, воспитавших его в христианской вере. Еще в детстве он лишился отца, который мученически скончался за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, так как там была ее родина и богатые владения.

Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна, он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Еще не знавший о Христианстве Георгия, Диоклетиан почтил его саном комита и воеводы. Мать же Георгия в то время уже скончалась.

С того времени, как Георгий убедился, что неправедный замысел императора об истреблении христиан не может быть отменен, он решил, что наступило время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас он роздал все свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.
Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска церкви Воскресения Христова в Верии, Греция. 1315 год. Иконописец Георгий Каллиергис.
Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска церкви Воскресения Христова в Верии, Греция. 1315 год. Иконописец Георгий Каллиергис.
Уверение Апостола Фомы. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.
Уверение Апостола Фомы. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.



Уверение Апостола Фомы. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.



Уверение Апостола Фомы. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.



В первый день после Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос явился Апостолам в доме, где собрались все одиннадцать Апостолов, кроме Фомы. Фома, которого не было в этом доме, не поверил в Воскресение Христово. Когда другие Апостолы стали говорить ему, что они видели Воскресшего Господа, Фома сказал им: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю".


Через неделю, в восьмой день после Воскресения Христова, ученики опять собрались все вместе в дом, и Фома был с ними. Двери были заперты (как и в первый раз). Господь Иисус Христос вошёл в дом при закрытых дверях, стал посреди учеников и сказал: "Мир вам!"


Потом, обратившись к Фоме, говорит ему: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим".


Тогда Апостол Фома воскликнул: "Господь мой и Бог мой!"


Иисус Христос сказал ему: "Ты поверил, потому что увидел Меня, но блаженны те, которые не видели и уверовали".


Уверение Апостола Фомы воспоминается Святой Православной Церковью через неделю после первого дня Пасхи. Поэтому воспоминание уверения Фомы называется также Антипасха (в переводе с греческого - "напротив Пасхи"). Для Фомы, в день Воскресения Христова не поверившего, что Спаситель Воскрес, день его уверения как бы заменил Пасху.
Явление Ангела Господня женам-мироносицам ("Белый Ангел"). Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. До 1228 года.
Явление Ангела Господня женам-мироносицам ("Белый Ангел"). Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. До 1228 года.



Явление Ангела Господня женам-мироносицам ("Белый Ангел"). Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. До 1228 года.



Явление Ангела Господня женам-мироносицам ("Белый Ангел"). Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. До 1228 года.



Явление Ангела Господня женам-мироносицам ("Белый Ангел"). Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. До 1228 года.



По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества Воскрес из мертвых. Тело Его человеческое преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.
Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.
Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.


Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.


Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.


Сошествие во ад – нисшествие Спасителя душою в ад (после смерти на Кресте и до Воскресения), с целью освобождения от уз смерти и диавола заключенных ветхозаветных праведников, при жизни и по смерти верою ожидавших пришествия Христа Спасителя.
Сошествие Христа в ад произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминается за Богослужением Великой Субботы Страстной Седмицы.
Тема сошествия Христа в ад широко используется в Богослужебных текстах Октоиха, постной и цветной Триодей.
Вход Господень в Иерусалим. Византийская икона XIV века. (Вербное Воскресенье).
Вход Господень в Иерусалим. Византийская икона XIV века. (Вербное Воскресенье).



Вход Господень в Иерусалим. Византийская икона XIV века. (Вербное Воскресенье).



Вход Господень в Иерусалим. Византийская икона XIV века. (Вербное Воскресенье).



Вход Господень в Иерусалим. Византийская икона XIV века. (Вербное Воскресенье).



Вход Господень в Иерусалим. Византийская икона XIV века. (Вербное Воскресенье).


Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос Царь и идет на смерть добровольно.
Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников Своих, сказав: «идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдете привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился; отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу».
Воскрешение Праведного Лазаря. Византийская икона XIV века.
Воскрешение Праведного Лазаря. Византийская икона XIV века.



Воскрешение Праведного Лазаря. Византийская икона XIV века.



Воскрешение Праведного Лазаря. Византийская икона XIV века.



Воскрешение Праведного Лазаря. Византийская икона XIV века.



Воскрешение Праведного Лазаря. Византийская икона XIV века.



Приближался праздник еврейской Пасхи, а с ним наступали и последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Злоба фарисеев и начальников иудейских дошла до крайности; окаменели сердца их от зависти, властолюбия и других пороков; и они не хотели принять кроткое и милосердное учение Христа. Они выжидали удобного случая, чтобы схватить Спасителя и предать смерти. И, вот, теперь их время приближалось; наступала власть тьмы, и Господь предавался в руки человеческие.
В это время в селении Вифании заболел Лазарь, брат Марфы и Марии. Господь любил Лазаря и сестер его и нередко посещал это благочестивое семейство.
Когда же Лазарь заболел, Иисуса Христа не было в Иудее. Сестры послали сказать Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен».
Иисус Христос, услышав это, сказал: «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».
Пробыв два дня на том месте, где находился, Спаситель сказал ученикам: «пойдем в Иудею. Лазарь друг наш уснул; но Я иду разбудить его».
Иисус Христос говорил им о смерти Лазаря (о смертном сне его), а ученики думали, что Он говорит о сне обыкновенном, но так как сон во время болезни есть добрый знак выздоровления, то они сказали: «Господи! если уснул, то выздоровеет».
Святой Преподобный Иоанн Лествичник. Фреска церкви Богородицы в монастыре Студеница, Сербия. 1568 год.
Святой Преподобный Иоанн Лествичник. Фреска церкви Богородицы в монастыре Студеница, Сербия. 1568 год.



Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.


О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. В возрасте шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Византийская икона XIV века.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Византийская икона XIV века.


Благовещение Пресвятой Богородицы. Византийская икона XIV века.


Благовещение Пресвятой Богородицы. Византийская икона XIV века.


В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.

Ангел явился в дом праведного Иосифа (хранителя девства Пресвятой Богородицы), когда Мария читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: "Радуйся, Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией – даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами".

Мария смутилась от слов Ангела и думала: "Что значит это приветствие?"

Ангел же продолжал говорить Ей: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца".

Мария в недоумении спросила Ангела: "Как это будет, когда Я мужа не знаю?"


Ангел ответил Ей, что все это совершится силою Всемогущего Бога: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово". (Сыном Захарии и Елисаветы был Св. Иоанн Предтеча).

Тогда Мария со смирением сказала: "Я Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".

И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Святой Православною Церковью 25 марта (7 апреля н. ст.). Праздник Благовещения - один из самых великих праздников. Слово "Благовещение" означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.


Текст на основе главы из книги протоиерея Серафима Слободского "Закон Божий".