+951 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Святой Великомученик и Благоверный Князь Лазарь Сербский.
Святой Великомученик и Благоверный Князь Лазарь Сербский.


Великомученик и благоверный князь Лазарь Хребельянович (ок. 1329-1389), господарь Сербии и Приморья, родился около 1329 года городе Прилепце в семье местного вельможи Лазаря Прибаца Хребельяновича, логофета могущественного сербского царя Стефана Душана. У мальчика было две сестры.

С детских лет он был воспитан в христианской вере. Имея добрый нрав, кроткий ум, храброе и благородное сердце, он быстро преуспевал в учении и благочестии. Лазарь обильно приумножал полученные от Бога таланты и вскоре превзошел многих своих сверстников, привлек внимание самого царя Душана и снискал его благосклонность. Лазарь был взят в царский двор в Скопье и скоро начал принимать участие в решении государственных дел.

При дворе царя Душана молодой Лазарь быстро приобрел всеобщую любовь и уважение за свою честность, мужество и искреннюю веру. Как человек искусный в ратном деле, Лазарь стал воеводой царя Душана, который отдал ему в супруги свою благородную родственницу Милицу, дочь великого князя Вратко, из рода Неманичей, воспетого в песнях как старый Юг-Богдан. По народному преданию, Лазарь обручился с Милицей в монастыре Йошанице, и вскоре после женитьбы был возведен в достоинство князя. Это произошло около 1353 года.

Лазарь и Милица служили друг для друга примером в благочестии. Бог дал им сначала пятерых дочерей: Мару, Драгану-Марию, Елену, Феодору и Оливеру, а затем и трех сыновей: Стефана, Вука и Добровоя. Насколько благочестивой была их семья, можно судить по тому, что отец, мать и старший сын со временем были прославлены в лике святых.

После внезапной кончины царя Душана в 1355 году престол перешел к его молодому сыну Стефану Урошу V, который не смог совладать с непокорными вельможами, и держава, созданная Душаном, начала распадаться. Не только Сербия, но и соседняя Болгария оказалась в ту пору раздробленной на части. Что же касается Византии, то малодушие ее правителей заставляли их даже вступать в союз с врагами Православной веры. Пользуясь общим упадком христианских государств, турки стали все чаще совершать грабительские набеги на балканские земли, а впоследствии и захватывать их. Южные пределы былого Душанова царства пали под их напором.

Князь Лазарь был одним из немногих, оставшихся верным кроткому и милостивому царю Урошу, и стал его надежной опорой в государственных делах. Тогда же Лазарь получает сначала титул Новобрдского и Топлицко-Полимского, а затем Рудницкого и Моравского князя. Миролюбивый по природе князь Лазарь всем сердцем желал соединить раздираемое междоусобиями сербское царство и сплотить сербов для борьбы с иноверными завоевателями.

После смерти святого царя Уроша 4 декабря 1371 года Лазарь еще с большим усердием заботился об осуществлении своего благого намерения. Получив в свое управление Ново Брдо, Топлицу и Рудник, а затем Браничево и Мачву с Белградом, он перенес свою столицу в Моравскую область - в город Крушевац. Немало неприятностей причинял ему непокорный и вероломный Никола Алтоманович, который неоднократно нападал на его земли. Коварный Никола решил погубить Лазаря и завладеть его имением. Однажды он, якобы для разговора, пригласил безоружного князя, но, когда святой Лазарь пришел, один из слуг Алтомановича напал на него и ударил князя ножом. Лазарь упал будто мертвый, но, по Промыслу Божьему, избежал смерти. Золотой крест, который он все время носил на груди, помешал нанести ему смертельную рану. После этого события благоверный князь заключил союз с боснийским королем Твртко I и победил Алтомановича.

Влияние и почет Лазаря возросли еще больше, когда в 1375 году ему удалось помирить Сербскую и Константинопольскую Церкви. Константинопольский Патриархат снял анафему, тяготевшую над сербами со времени царя Стефана Душана, и признал Сербского Патриарха.

Вскоре Лазарь подчинил своей власти области Герцеговины и Баната и стал называться «во Христе Боге благоверным и самодержавным господарем Сербии и Приморья - Стефаном великим князем Лазарем». Одну из своих дочерей он выдал замуж за правителя Косова и Скопье Вука Бранковича, другую - за властелина Зеты (ныне Черногория и Северная Албания) Георгия Стратимировича. Таким образом удалось объединить без пролития крови большую часть сербских земель, оставшихся еще независимыми. Хотя сам он не провозглашал себя царем по смирению, сербский народ нередко величал его не иначе как царем Лазарем.

Особую любовь и заботу князь Лазарь проявлял к святым Божиим храмам и монастырям, став для многих из них ктитором и благотворителем. После примирения Сербской и Константинопольской Церквей первым его благодеянием стала постройка в Крушевце прекрасной церкви Святого Стефана, известной сейчас под названием Лазарица. По словам Патриарха Даниила III, этот христолюбивый правитель «горы и холмы державы своей наполнил обителями монашеского жития», где поселилось множество монахов, служивших Богу в уединении и молитвенном безмолвии. Многие монахи из порабощенных областей Балканского полуострова и со Святой горы, спасаясь от турок, стекались в державу Лазаря. Благочестивый князь с любовью принимал подвижников и предоставлял им убежище в своих землях. Особенно много монашествующих поселилось в окрестностях Крушевца и Сталача, где и по сей день сохранилось немало церквей того времени. Приходили к святому князю и известные подвижники с Синая - ученики и последователи преподобного Григория Синаита. Один из них просил Лазаря подарить им какое-нибудь уединенное место, где бы они могли подвизаться в тишине и удалении. Вняв их мольбам, святой князь построил в тихом и укрытом месте на реке Млаве церковь Пресвятой Богородицы и основал около нее монастырь. В 1379 году Лазарь снабдил монастырь необходимым хозяйством и подарил его синайским монахам и святому Григорию. Сербский Патриарх Спиридон, вместе с церковным собором, подтвердил это княжеское дарение.

В 1380 году в Крушевац прибыл с Афона попечитель монашеской больницы Хиландарской лавры монах Герасим, который был родным братом Вука Бранковича, зятя Лазаря. Подвижник явился к благородному князю и сообщил ему о том, что больные и престарелые монахи обители ждут от него помощи и утешения. Лазарь тут же издал грамоту, в которой повелевал ежегодно выдавать на содержание больницы Хиландара сто золотых, а на пропитание и уход за больными монахами завещал два села. Святейший Спиридон и это дарение подтвердил своей патриаршей грамотой. Узнав от Герасима, что монастырская церковь стала мала для молящихся, Лазарь послал на Святую гору зодчих и все необходимое для расширения храма. Благодаря этому главная церковь, построенная еще святым королем Милутином, была расширена, а князь Лазарь вошел в число великих строителей Хиландарской обители. Не забывал он и о других святогорских монастырях. Так в 1381 году князь пожертвовал русскому Пантелеимоновскому монастырю церковь Спаса в Хвосно и несколько сел с необходимыми привилегиями. Тогда же чельник Муса с сыновьями Стефаном и Лазарем подарили этому монастырю село и церковь Святителя Николая на Лабе. Своей грамотой Лазарь подтвердил и дарения воеводы Црепа – села Мутница и Паракинов Брод, завещанные Афонской лавре Св. Афанасия.

Благочестивый князь заботился и о сербских монахах на Святой Земле. По просьбе Иерусалимского Патриарха Михаила 31 августа 1388 года он писал князю Дубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам монастыря Архангела Михаила в Иерусалиме. Благоверный Лазарь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители.

Но самой большой задушбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница, основанный им в 1375 году и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле.

Князь Лазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Он проявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницы и больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так в Крушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другие дети столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Были здесь и искусные иконописцы, и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насилия «злобных измаилтян».


Видя «огнем попаленные» и разрушенные турками города, «обители и церкви благочестивых» и «многие убийства и текущие реки крови», князь Лазарь всеми силами старался восстановить и привести в порядок все, что мог, и утешить обездоленных. Но турецкая напасть все сильней терзала сербские земли, христиан уводили в плен, других обращали в рабство, третьих грабили, четвертых убивали. Царь Лазарь боролся против турецких набегов. Не терпя страданий вдовиц, он твердо решил, что или устранит их позор, или сам примет мученическую смерть. Турки же неуклонно продвигались на запад, не довольствовались выплатой дани и податей со стороны христиан, но стремились все христианские народы полностью покорить себе.
Фрески пещерного монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.
Фрески пещерного монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.


Фрески пещерного монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.


Фрески пещерного монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.


Фрески пещерного монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.


Фрески пещерного монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.


Фрески пещерного монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.


Фрески пещерного монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.


Фрески пещерного монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.


Фрески пещерного монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.
Святитель Кирилл, Архиепископ Александрийский. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Сопочаны, Сербия. 1265 год.
Святитель Кирилл, Архиепископ Александрийский. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Сопочаны, Сербия. 1265 год.


Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, выдающийся борец за Православие и
великий учитель Церкви, происходил из знатной и благочестивой христианской семьи.
Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. В юности святой Кирилл поступил в скит Св. Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет.

Патриарх Александрийский Феофил (385 - 412) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди.

По смерти патриарха Феофила святой Кирилл единодушно был избран на Патриарший престол Александрийской Церкви и возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью Новациана. Еретики считали, что те, кто отрёкся от Христа во время гонений, не могут быть возвращены в Церковь.

Святитель Кирилл, видя безрезультатность увещания еретиков, добился их изгнания из Александрии. Более опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно устраивавшие бунты, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан. Святителю пришлось долго бороться с этим. Чтобы покончить и с остатками язычества, святитель изгнал бесов из древнего языческого капища и устроил на том месте христианский храм. В него были перенесены мощи святых бессеребреников Кира и Иоанна. Еще более трудная борьба предстояла святителю с возникшей несторианской ересью.
Святой Великомученик Феодор Стратилат. Фрагмент иконы критской школы.
Святой Великомученик Феодор Стратилат. Фрагмент иконы критской школы.
Спас Нерукотворный. Фреска монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.
Спас Нерукотворный. Фреска монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.


Спас Нерукотворный. Фреска монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.


Спас Нерукотворный. Фреска монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.


Спас Нерукотворный. Фреска монастыря Вардзиа, Грузия. XII век.


ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА. Икона Преподобного Андрея Рублёва. Около 1409 - 1412 годов.
ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА. Икона Преподобного Андрея Рублёва. Около 1409 - 1412 годов.


ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА. Икона Преподобного Андрея Рублёва. Около 1409 - 1412 годов.


ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА. Икона Преподобного Андрея Рублёва. Около 1409 - 1412 годов.


ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА. Икона Преподобного Андрея Рублёва. Около 1409 - 1412 годов.
Святой Преподобный Давид Гареджийский.
Святой Преподобный Давид Гареджийский.


Святой Преподобный Давид Гареджийский.


Святой Преподобный Давид Гареджийский (+ 604), монах.
Память в четверг по Вознесении и 7 мая.


Был в числе сирийских отцов, пришедших в Грузию в середине VI века со своим учителем преподобным Иоанном, ставшим просветителем восточной части страны - Картли. По преданию, Сама Божия Матерь послала пустынника Иоанна на землю Иверии продолжить дело равноапостольной Нино. Получив во сне указание Пресвятой Богородицы избрать себе в сподвижники двенадцать учеников, он решил всецело положиться на Промысл Божий и выбрал их по жребию. Все они впоследствии получили свои вторые имена от мест, где основали святые обители или занимали архиерейские кафедры.


Покидая родную Антиохию и отправляясь в Грузию, их учитель привел своих чад к Симеону Столпнику-младшему (Дивногорцу), и тот преподал им благословение.


Житие преподобного Иоанна Зедазнийского повествует о том, как приблизившиеся к древней столице Грузии Мцхете путники были с великим почётом встречены клиром и народом во главе с католикосом Картли Евлалием; как поклонились они святыням кафедрального собора Светицховели, среди которых пребывал хранившийся под спудом Хитон Господень; как обошли Восточную Грузию, проповедуя и по милости Божией совершая чудеса и исцеления. Спустя некоторое время авва Иоанн избрал местом их пребывания гору Задени близ Мцхеты, где прежде здесь находилось языческое капище, и инокам пришлось потрудиться, чтобы молитвой и постом очистить её от злых духов и превратить в удел мирных монашеских подвигов. В этот первый на здешней земле монастырь стали стекаться паломники, многие из них пополнили монашескую братию - обитель разрослась, приобретя форму киновии, с жизнью под руководством одного настоятеля и духовного отца, с послушаниями, распределяемыми между братиями. Однажды преподобный Иоанн получил извещение свыше, что ему пора отпустить своих духовных детей - им предстоит разойтись по всей Грузии, чтобы основать свои монастыри и умножить проповедь христианства.
Святитель Лука Исповедник, Архиепископ Симферопольский и Крымский.
Святитель Лука Исповедник, Архиепископ Симферопольский и Крымский.


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961), исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 г. в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Отец его был был ревностным католиком, часто ходил в костел и подолгу молился дома, но своих домашних не принуждал принимать католицизм. Мария Дмитриевна была по рождению православной, хотя в церковь не ходила, молилась дома. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Валентин был третьим из пятерых детей.

Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию в Киевское художественное училище. У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Валентин ходил по церквам и в Киево-Печерскую Лавру, делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в училище. Он собирался поступить в Академию художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы.

Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета.

Он учится блестяще. "На третьем курсе, -- пишет он в "Мемуарах", - произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии..."

В 1903 г. с отличием окончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть "мужицким", земским врачом, помогать бедным людям.

В январе 1904 г., во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли "святой сестрой", и женился на ней.

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

Во время Первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь.

В 1916 г. защитил в Москве диссертацию на тему: "Регионарная анестезия", о которой его оппонент, известный хирург Мартынов сказал: "Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее". Получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого.

В 1917 г. получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.
В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, познакомился с духовенством, принимал участие в церковных делах. Как он сам рассказывал, однажды он выступил на епархиальном съезде "по одному очень важному вопросу с большой горячей речью". После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: "Доктор, вам нужно быть священником". "У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!"

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля - во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.
Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. Епископ Иннокентий (Пустынский) покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд.

В мае 1923 г. принял монашество с именем в честь Св. Апостола и Евангелиста Луки, который, как известно, был не только Апостолом, но и врачом, и художником.
12 мая 1923 года хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского в г. Пенджекенте епископом Болховским Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свенцицкий.

10 июня 1923 года был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд "Очерки гнойной хирургии".

В августе его отправили в московское ГПУ.

В Москве владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией.

В Москве епископ Лука был снова арестован и помещен в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. Путь лежал через Тюмень, Омск, Новониколаевск (ныне Новосибирск), Красноярск. Арестантов везли в столыпинских вагонах, а последнюю часть пути до Енисейска - 400 километров - в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях. В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали обновленцам, и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать. В начале 1924 года, по свидетельству жительницы Енисейска, епископ Лука пересадил почки теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче. Но официально первой подобной операцией считается проведенная доктором И. И. Вороным в 1934 году пересадка почки свиньи женщине, больной уремией.

В марте 1924 года был вновь арестован и отправлен под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где он служит, проповедует и оперирует.
В январе 1925 года его высылают в Плахино - глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск.

Все многочисленные церкви г. Енисейска, где он жил, так же, как и церкви областного города Красноярска, были захвачены обновленцами. Епископ Лука с тремя сопровождавшими его священниками совершал литургию в своей квартире, в зале, и даже рукополагал там священников, за сотни верст приезжавших к православному архиерею.
По окончании ссылки он возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви преподобного Сергия Радонежского.

25 января 1925 года был вновь назначен на Ташкентскую и Туркестанскую кафедру. С 5 октября по 11 ноября 1927 г. - епископ Елецкий, викарий Орловской епархии.
С ноября 1927 г. проживал в Красноярском крае, затем в городе Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице.

6 мая 1930 года арестован по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.

В 1931-1933 годах живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы - катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру Михайловну. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой области.
Лик Пресвятой Богородицы. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Лик Пресвятой Богородицы. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.


Лик Пресвятой Богородицы. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Вознесение Господне. Фреска собора Святой Софии в Охриде, Македония. Около 1040 года.
Вознесение Господне. Фреска собора Святой Софии в Охриде, Македония. Около 1040 года.


Вознесение Господне. Фреска собора Святой Софии в Охриде, Македония. Около 1040 года.


Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после Воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: "Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы".