+817 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!
21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Болгарская икона.



21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Византийская икона. Кипр.



21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Икона. Россия (Новгородская провинция), конец XV – первая четверть XVI вв.



21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска церкви Святых Иоакима и Анны (Королевской церкви) в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год.



21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска монастыря Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, Греция. Конец XIII века.



Святые Преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), Бетанийские. Иконописец архимандрит Лазарь (Абашидзе).
Святые Преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), Бетанийские. Иконописец архимандрит Лазарь (Абашидзе).


БЕТАНИЙСКИЕ СВЯТЫЕ ХХ ВЕКА

На протяжении нескольких десятилетий коммунистических гонений единственным местом, где в Грузии сохранялась монашеская жизнь, был Бетанийский монастырь, в котором подвизались два архимандрита – Иоанн и Георгий.
Официально Бетанийский монастырь не значился как действующий, его просто признавали «выдающимся памятником архитектуры», а монахов считали сторожами-смотрителями и даже выплачивали им зарплату. Но в действительности здесь все было как в действующем монастыре: в храме у икон теплились лампады, горели свечи, шло богослужение, отцы ходили в монашеских одеяниях. По праздникам сюда приезжали верующие, был крестный ход, совершались крещения и венчания. В мирное время иеромонахи не совершают таинство венчания, но в условиях гонений и нехватки духовенства отцы Иоанн и Георгий не находили возможным отказывать в венчании тем, кто просил об этом.

Немало людей приезжало в те годы к любвеобильным старцам, и благодарная память гостей сохранила для нас духовные черты этих подвижников. Приведем для примера воспоминания М.Л. Михайловой, которая в детстве была частой гостьей бетанийских монахов.

«Моя мама была грузинка, верующая. В 1941–1948-х годах мы жили в Орбети и часто ходили в Бетанийский монастырь. С отцами Иоанном и Георгием познакомились в 1941–1942-х годах. Они были на удивление добрыми, внимательными и чуткими.

Отец Георгий был худой, носил очки. Он часто болел и поэтому с нами меньше общался. А вот отец Иоанн был полон жизни, веселый и ласковый. До сих пор чувствую тепло, которое он посеял в моем детском сердце. После службы отец Георгий направлялся в свою комнату для отдыха, а отец Иоанн оставался побеседовать с нами. Мы, дети, настолько были избалованы им, что однажды, в день памяти Иоанна Крестителя, с ног до головы облили его водой. В этот праздничный день среди верующих существует обычай омовения. Родители стали ругать нас за такую вольность, но отец Иоанн стал успокаивать их, говоря, что сегодня праздник и что именно так и следует поступать. Отец Иоанн и отец Георгий учили нас правилам поведения в храме, как нужно исповедоваться, причащаться, рассказывали много интересного о вере и Церкви. Нас, детей, когда мы приходили на исповедь, всегда спрашивали, не украли ли мы чего-нибудь, не сплетничали ли, не обижали ли кого и т.д.

Если в монастырь приходили русские, то отцы богослужение проводили преимущественно на церковнославянском.

Помню, когда отец Иоанн лег в больницу на операцию, обеспокоенный отец Георгий даже писал письма главврачу и горячо умолял сделать все для того, чтобы отец Иоанн поправился. А отец Иоанн, в свою очередь, переживал за оставшегося в одиночестве в монастыре отца Георгия. Эти два отца очень были привязаны к друг другу и нежно любили друг друга настоящей христианской любовью.

Несмотря на такую братскую близость, характерами они очень отличались друг от друга, но душа у них была одинаково чистой и светлой. Они учили нас, детей, чтобы мы постоянно повторяли короткую молитву “Господи, помилуй”. Они говорили, что тем самым мы будем в постоянном общении с Господом, и это поможет жить праведной жизнью».

Святейший Синод Грузинской Православной Церкви на заседании от 18 августа 2003 года причислил к лику преподобноисповедников архимандрита Иоанна (Майсурадзе) и архимандрита Георгия-Иоанна (Мхеидзе), определив днем их памяти 8/21 сентября.

Мы решили познакомить русскоязычного читателя с житиями этих новопрославленных грузинских святых.

Преподобноисповедник Иоанн (Майсурадзе; † 1957)

Архимандрит Иоанн (в миру Василий Майсурадзе) родился в Цхинвали в 1882 году. С детства он трудился в Церкви. С двенадцати лет, не щадя себя, помогал настоятелю Бетанийского монастыря иеромонаху Спиридону, который в 1894–1896 годах с большим трудом восстановил и обустроил эту обитель.

В 1903 году Василий приехал на Святую гору Афон, где принял монашество с именем Иоанн и подвизался в скиту апостола Иоанна Богослова. Вскоре монаха Иоанна рукоположили в сан диакона, а затем священника. Семнадцать лет он провел на Афоне. Затем наступили трудные времена, и в 1920-х годах он вместе с другими грузинскими монахами вынужден был оставить Святую гору.

Вернувшись на родину, отец Иоанн поселился в монастыре святого Армаза, где к тому времени из-за гонений со стороны безбожников-коммунистов жил вместе с ним всего лишь один монах. Однажды вооруженные чекисты пришли в монастырь, насильно повели обоих насельников к ближайшему оврагу и выстрелили им в спину. Упавших в овраг монахов они посчитали мертвыми, однако, по милости Божией, оба они выжили.

Выздоровевший отец Иоанн пришел в монастырь Бетания, где к тому времени еще жил его наставник детства иеромонах Спиридон. Вскоре настоятелем обители стал Иоанн. В 1924 году в Бетанию пришел отец Георгий (Мхеидзе), после чего эти два святых отца всю оставшуюся жизнь вместе провели в монастыре. С детства приученный к труду отец Иоанн сумел великолепно обустроить монастырское хозяйство. Каждого приходящего в обитель отцы Иоанн и Георгий встречали как самого дорогого и близкого человека, посланного к ним Самим Господом. Они окружали его самой трогательной любовью и вниманием.

Отец Иоанн очень любил детей и всяческий баловал их, всегда имел при себе сладости для них. И дети свободно чувствовали себя в общении с ним. Однажды отец Иоанн с удивительным почетом принял тогдашнего воспитанника Московской духовной семинарии Ираклия Шиолошвили. Такой поступок отца Иоанна заставляет думать, что он в пришедшем молодом человеке узрел будущего Католикоса-Патриарха всей Грузии.

Отец Иоанн жил очень строгой жизнью. Много постился, весь день трудился, спал только на доске и ночами молился. Те, кто оказывался рядом с ним, терялись в догадках, когда же отдыхал святой отец и откуда у него бралось столько энергии и бодрости.

Отец Иоанн самые тяжелые работы в монастыре выполнял сам, он очень беспокоился об отце Георгии, который был слаб здоровьем, но все же святой Иоанн раньше отошел ко Господу. После непродолжительной болезни он преставился в 1957 году в возрасте 75 лет. Похоронен во дворе Бетанийского монастыря.

Преподобноисповедник Георгий-Иоанн (Мхеидзе; † 1960)

Архимандрит Георгий (Мхеидзе) родился в 1887 году в селе Схвави Амбролаурского района (Рача, Грузия). Его отец Мефодий Мхеидзе был уважаемым человеком, имел боевые награды, в их числе – Георгиевский крест за взятие в плен известного имама Шамиля. У Георгия было семеро братьев и трое сестер. После получения начального образования в сельской школе юношу направили в Тбилиси, где он при поддержке дяди продолжил обучение и некоторое время служил личным секретарем праведного Илии Чавчавадзе.

Затем Георгий поехал в Санкт-Петербург для поступления в военное училище, но вскоре был вынужден вернуться в родное село. В то время он стал свидетелем духовного преображения своего старшего брата Полиактра, который решил посвятить себя Богу, уединился и стал постоянно молиться. Брат вскоре умер, предупредив заранее родных, что «идет к Пресвятой Богородице», лицезреть Которую сподобился при жизни.

В год смерти Полиактра (1909) в руки Георгия попали его записки. Именно знакомство с ними определило его дальнейший жизненный путь. Родным святой Георгий заявил: «Решено, я жертвую себя Господу, это мой путь».

Юноша некоторое время подвизался в пещере недалеко от села, а затем отправился в Самегрело и стал учеником преподобного Алексия (Шушании). А постриг его в монашество священномученик Назарий (Лежава). Образованного и скромного монаха вскоре рукоположили в священный сан, затем он стал архимандритом.
Святитель Спиридон, Епископ Тримифунтский, Чудотворец. Фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. 1527 год. Иконописец Феофан Критский.
Святитель Спиридон, Епископ Тримифунтский, Чудотворец. Фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. 1527 год. Иконописец Феофан Критский.


Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337 гг.), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: “Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно”.
В результате беседы противник Православия сделался его ревностным защитником. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: “Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог”.
На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. “Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино”.
Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди — вёдром. Исцелялись больные, изгонялись демоны.
Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: “Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу”. Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив “Мир всем”, он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: “И духови твоему”. Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел “Господи, помилуй”. Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.
Симеон Метафраст, описатель его жития. уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. “Надобно знать и то, как он принимал странников”,— писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей “Церковной истории” удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: “Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть”. Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель “вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи”. Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, “убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался,—тот прибавил: “Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)”.
Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
19 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ.
Чудо Архистратига Михаила в Хонех. Фреска пещерной церкви Архангела Михаила в Радожде, Македония. Конец XIII века.

19 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ.


19 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ.


Архангел Михаил.



19 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ.


Лик Архистратига Михаила.



19 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ.


19 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ.


Святой Преподобный Архипп.



14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.
14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.


Святой Преподобный Симеон Столпник. Фрагмент русской иконы XVI века.



14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.


Святой Преподобный Симеон Столпник. Иконописец Самсон Марзоев.



14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.


Святой Преподобный Симеон Столпник. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.



14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.


14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.


Святой Преподобный Симеон Столпник. Фреска церкви Панагии Аракиотиссы в деревне Лагудера, Кипр. 1192 год.



14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.


Святой Преподобный Симеон Столпник. Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин.



14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ АВГУСТОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ АВГУСТОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.


Августовская икона Божией Матери (празднование 1/14 сентября), точное ее название «Образ Пресвятыя Богородицы Августовской, явленной героям воинам», написана после явления Божией Матери в 1914 на Западном фронте над Августовским лесом в Восточной Польше. …7–8 сентября, накануне огромного и весьма кровопролитного сражения нашего с немцами, окончившегося разгромом нами германской армии, мы удостоились особого небесного видения. Наш отряд только что расположился на бивуаке. Было 11 часов ночи; прибегает к поручику Р. рядовой солдат и говорит: «Ваше высокоблагородие, идите». Поручик пошел и вдруг увидел Божию Матерь на небе с Иисусом Христом на руках, одною рукою указывающую на запад. Все нижние чины видели это, упали на колени и молятся. Видевшие еще долгое время любовались этим чудным видением, которое изменилось затем в большой крест и исчезло».

На другой день эти именно войска и одержали главным образом блестящую победу…
Это чудесное событие получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу. В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы.

Написание большинства икон относится к 1915-1916 годам. В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии.

С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с Северо-Западного фронта, Синод принял следующее решение:

«Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…».

В мае 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.
В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.
11 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.
11 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.


Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи. Греческая икона. Остров Закинф, Греция.



11 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.


Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи. Фреска монастыря Козия, Румыния.



11 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.


Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи. Икона. Тверь (Тверская провинция), вторая половина XVIII века.



11 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.


Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи. Икона. Центральная Россия, вторая половина XVII века.



О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).
После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. Восхищённый её пляской, он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).
Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Гая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник (11 сентября по новому стилю) и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.
СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА.
СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА.


Святой Иоанн Предтеча. Иконописец Малин Димов (Болгария).



СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА.


Святой Иоанн Предтеча. Фрагмент русской иконы конца XIV - начала XV веков.



СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА.


Святой Иоанн Предтеча. Фрагмент иконы из деисусного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Конец XIV века. Иконописец Феофан Грек.



СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА.


Святой Иоанн Предтеча. Фрагмент фрески монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.



СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА.


Святой Иоанн Предтеча. Фреска монастыря Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, Греция. Конец XIII века.



СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА.


Святой Иоанн Предтеча. Икона. Крит, начало XVII века. Иконописец Эммануил Ламбардос (?).



Святой Мученик Николай Новый. Фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. 1527 год. Иконописец Феофан Критский.
Святой Мученик Николай Новый. Фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. 1527 год. Иконописец Феофан Критский.


Святой Мученик Николай Новый. Фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. 1527 год. Иконописец Феофан Критский.


Святой мученик Николай Новый Фессалийский, Тирнавский, Вуненский (+ 901/918).
Память 9 мая (Греч.)

Происходил с Востока и с юности отличался глубоким благочестием. Его взяли в армию, где он отличился такой храбростью, что император Лев VI Мудрый, несмотря на молодость Николая, поручил ему командование отрядом из тысячи воинов. Отряд был послан в Фессалию охранять город Лариссу. Николай заботился о том, чтобы его подчинённые научались страху Божию в такой же степени, что и воинскому искусству.

В начале X века в Фессалию вторглись враги, взяли Димитриаду (ныне Волос), и, истребляя население и грабя города и сёла, приблизились к Лариссе. Понимая, что его отряду не устоять, Николай приказал вывести всё население из города. Сам же он с несколькими воинами ушёл к подвижникам на гору рядом с Тирнавой в 16 километрах северо-западнее Лариссы.

Постом и молитвой Николай стяжал мир, который не может принести ни одно земное царство. Как-то ночью, когда Николай и его друзья молились, им явился Ангел и объявил, что они должны готовиться к принятию мученического венца.
Святой Мученик Лупп Солунский. Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин.
Святой Мученик Лупп Солунский. Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин.


Святой Мученик Лупп Солунский. Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин.


Святой Луп (Лупп) жил на рубеже III–IV веков. Он был рабом святого Димитрия Солунского. Луп присутствовал при мученичестве господина в Фессалонике и забрал его окровавленную тунику и императорский перстень, обагренный мученической кровью. Впоследствии он совершил силой этих святынь множество чудес и исцелений и этим укрепил веру христиан.
Именно поэтому император, все еще находившийся в Фессалонике, повелел его арестовать и подвергнуть мучениям. Святой Луп был осужден на смерть. По преданию, во время его казни два воина, которым поручили это исполнить, обратили свои мечи один против другого и ранили друг друга. Мученик же молился Христу, чтобы Тот даровал ему прежде смерти благодать крещения. В этот момент над ним остановилось облако, из которого излилась вода. Облекшись в нового человека и в могущество Святого Духа [т. е. крестившись], Луп стойко претерпел мучения, после чего был обезглавлен. Этим он освободился от рабства земной жизни, дабы удостоиться Царства Небесного.