+647 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
21 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СОБОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ.
21 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СОБОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ.


Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Иконописец Зураб Модебадзе.



21 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СОБОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ.


21 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СОБОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ.


Архангел Михаил. Икона. Византия, XIV век. Византийский музей в Афинах. Лик.



21 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СОБОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ.


Архангел Михаил. Фреска монастыря Протат на Святой Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин.



21 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СОБОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ.


Архангел Михаил. Фреска церкви Св. Николая Больничного в Охриде, Македония. 1330 - 1340 годы.



21 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СОБОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ.


21 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СОБОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ.


Архангел Михаил. Фреска церкви Святого Николая в Манастире, Македония. Вторая половина XIII века.

Архангел Гавриил. Фреска церкви Святого Николая в Манастире, Македония. Вторая половина XIII века.
Архангел Гавриил. Фреска церкви Святого Николая в Манастире, Македония. Вторая половина XIII века.


Архангел Гавриил. Фреска церкви Святого Николая в Манастире, Македония. Вторая половина XIII века.


Архангел Гавриил — это один из семи главных Ангелов, которые, согласно книге Товита, «приносят молитвы святых и входят пред славу Святого» (Тов. 12, 15). Имя Гавриил означает на еврейском языке «сила Божия».
Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании как Небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого.
Так, Архангел Гавриил несколько раз являлся пророку Даниилу и раскрывал ему тайны пришествия Мессии, гонений антихриста и конца мира (Дан. 8, 16, 9-21). Перед пришествием Сына Божия в мир Архангел Гавриил явился в храме старцу Захарии и сообщил ему о чудесном зачатии Предтечи.
Через шесть месяцев он явился в Назарете Деве Марии с вестью об избрании Ее быть Матерью Христа Спасителя (Лк. 1).
По мнению некоторых отцов Церкви, Архангел Гавриил послан был для подкрепления Спасителя во время молитвы в Гефсиманском саду и потом для того, чтобы возвестить Богоматери день Ее Успения. Вот почему в Богослужебных книгах Церковь именует Архангела Гавриила «служителем чудесе».
Но являясь Божиим вестником важнейших ветхозаветных и новозаветных событий, Архангел Гавриил, следовательно, должен быть особенно близок к Богу. На иконах Архангел Гавриил изображается иногда с райской ветвью (белой лилией) в руке, которую, по преданию, он принес Деве Марии в день Благовещения.
19 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ ПАВЛА ИСПОВЕДНИКА, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО.
Святитель Павел Исповедник, Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Святого Николая Орфаноса в Салониках, Греция. XIV век.

19 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ ПАВЛА ИСПОВЕДНИКА, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО.




Святитель Павел Исповедник (+ 350), Патриарх Константинопольский, был избран на Константинопольскую кафедру по смерти святого Патриарха Александра, когда вновь вспыхнула арианская ересь. Перед кончиной святителя Александра спросили о том, кого он оставляет после себя, и он указал на Павла и диакона Македония как двух достойных мужей. При этом прибавил, что если желают иметь пастыря учительного и имеющего добродетельную жизнь, то избирали бы себе Павла; если же хотят иметь пастырем человека представительного, отличающегося внешним благообразием, то пусть избирают Македония. Святой Павел был тогда в сане пресвитера (священника), родом он был из Солуни (Фессалоники, Салоники).
На Соборе, избиравшем нового Патриарха, присутствовало много ариан, которые восставали против избрания святителя Павла, склоняясь к Македонию. Однако православных членов Собора оказалось большинство, и на патриаршество избран был в храме Святой Ирины святой Павел.
19 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО.
19 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО.


Преподобный Варлаам, в миру Алексей, подвизался в XII веке на берегу Волхова. Он был сыном богатых и именитых граждан Великого Новгорода, Михаила и Анны, отличавшихся благочестивой жизнью.
Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. По смерти родителей Преподобный, раздав все свое имущество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама.
Искавший совершенного уединения Преподобный Варлаам решил поселиться в глухом месте, в 10 верстах от Новгорода. Место это называлось Хутынь (худое место); по мнению народному, здесь жила нечистая сила, и все боялись ходить сюда. Но никакая нечистая сила не страшна рабу Христову, вооруженному неодолимым оружием - крестом Христовым, далеко отгоняющим всех врагов. Подходя к Хутыни, Преподобный увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. Помолившись усердно Господу, поставил себе Преподобный келью посреди глухой чащи. Весь день он проводил в трудах, а ночь - в молитве, строго постился, носил суровую одежду и вериги. Много искушений должен был перенести строгий подвижник от диавола. Преподобный молитвой и постом разрушал все его ухищрения.
Высоконравственная жизнь Св. Варлаама скоро сделалась известной в стране, к нему стали приходить и князья, и бояре, и простые люди за советом и благословением; многие просили позволения поселиться вместе с ним. Как ни любил уединение Преподобный, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался. Его строгая нестяжательность, любовь и снисходительность к раскаивающимся, кроткое и вместе с тем проникнутое силой искреннего чувства слово назидания производило сильное впечатление на всех приходивших к нему. Каждый получал наставление применительно к своему положению. Начальникам и князьям он говорил, чтобы всегда помнили о трех вещах: первое, что они начальствуют над людьми такими же, как и сами; второе, что начальствовать должны по законам; третье, что они не всегда будут начальствовать и что им также придется дать отчет Богу в делах своих, ибо над ними есть суд Божий. Иноков он учил не превозноситься, если они поставлены начальниками обители, но тем усерднее служить Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на избранном поприще. Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями покрыт путь в Царство Небесное. Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах.
Число иноков, желавших подвизаться в обители Преподобного, постоянно увеличивалось. Св. Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда Св. Варлаам принял намерение поселиться здесь, и несколько келий. Преподобный своим примером и своими наставлениями вёл живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выкопанный им.
Служба Святых Отец. Фреска церкви Преображения Господня в монастыре Зрзе, Македония. 1535 - 1545 годы. Иконописец Онуфрий.
Служба Святых Отец. Фреска церкви Преображения Господня в монастыре Зрзе, Македония. 1535 - 1545 годы. Иконописец Онуфрий.


Служба Святых Отец. Фреска церкви Преображения Господня в монастыре Зрзе, Македония. 1535 - 1545 годы. Иконописец Онуфрий.


Служба Святых Отец. Фреска церкви Преображения Господня в монастыре Зрзе, Македония. 1535 - 1545 годы. Иконописец Онуфрий.


Служба Святых Отец. Фреска церкви Преображения Господня в монастыре Зрзе, Македония. 1535 - 1545 годы. Иконописец Онуфрий.


Служба Святых Отец. Фреска церкви Преображения Господня в монастыре Зрзе, Македония. 1535 - 1545 годы. Иконописец Онуфрий.


Ангелы-диаконы.



Священномученик Дионисий Ареопагит проводит мысль, что церковная иерархия – отражение небесной. Диакон (от греч. diakonos – служитель) – третий чин священнослужителей в Церкви. Диакон не совершает таинств, а только является сослужащим епископу или священнику. Поскольку ангелы являются служебными духами, то в иконографии возникла традиция изображать ангелов в диаконском стихаре.
Диаконы, у которых во время богослужения развивается за спиной орарь (длинная широкая лента), как бы являют собой летающих ангелов. По этому поводу Н.В. Гоголь пишет: «Затем берет, поцеловав, орарь – узкое длинное лентие, принадлежность диаконского звания, которым подает он знак к начинанью всякого действия церковного, воздвигая народ к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к ангельской быстроте и готовности во служении. Ибо званье диакона что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание» (Размышления о Божественной литургии. Проскомидия).
Святой Преподобный Иоанникий Великий. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Афоне. Иконописец Мануил Панселин. Лик.
Святой Преподобный Иоанникий Великий. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Афоне. Иконописец Мануил Панселин. Лик.


Святой Преподобный Иоанникий Великий. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Афоне. Иконописец Мануил Панселин. Лик.


Преподобный Иоанникий Великий (752 - 846) родился в Вифинии в 752 году в селении Марикати. Родители его были бедны и не могли дать ему даже начального образования. С детства он должен был пасти домашний скот - единственное достояние семьи. Любовь к Богу и молитва всецело владели душой отрока Иоанникия. Часто, осенив стадо крестным знамением, он уходил в уединенное место и целый день молился, и ни вор, ни зверь не приближались к его стаду.
По приказу императора Льва IV многочисленные послы собирали по городам и селениям лучших юношей страны на военную службу. В императорское войско был принят и юноша Иоанникий. Он заслужил своим добрым нравом любовь сотоварищей, но как храбрый воин был страшен врагам. Прослужил святой Иоанникий в императорском войске 6 лет. Был не раз награжден своими начальниками и императором. Но военная служба тяготила его, душа его жаждала духовных подвигов и уединения. И Господь призвал Своего раба к Себе на служение.
Преподобный Иоанникий, отрекаясь от мира, намеревался сразу уйти в пустыню. Однако, по совету опытных в монашеском делании старцев, он еще два года прожил в монастыре. Здесь святой привыкал к иноческому послушанию, к монашеским уставам и правилам, научился грамоте, выучил наизусть тридцать псалмов Давида. После этого, по внушению Божию, преподобный удалился в пустыню.
Святитель. Фреска церкви Богородицы в монастыре Студеница, Сербия. 1208 - 1209 годы.
Святитель. Фреска церкви Богородицы в монастыре Студеница, Сербия. 1208 - 1209 годы.


Святитель. Фреска церкви Богородицы в монастыре Студеница, Сербия. 1208 - 1209 годы.


Святитель. Фреска церкви Богородицы в монастыре Студеница, Сербия. 1208 - 1209 годы.
16 НОЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В ЛИДДЕ.
16 НОЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В ЛИДДЕ.


Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска церкви Святого Андрея на Треске (Андрияш), Македония. 1388 - 1389 годы. Иконописец митрополит Йован Зограф.



16 НОЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В ЛИДДЕ.


Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска церкви Святых Архангелов в Лесновском монастыре, Македония. 1347 - 1348 годы.



16 НОЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В ЛИДДЕ.


Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. Около 1295 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



16 НОЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В ЛИДДЕ.


Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска церкви Св. Николая Больничного в Охриде, Македония. 1330 - 1340 годы.



16 НОЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В ЛИДДЕ.


Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фрагмент греческой иконы конца XV века.



Великомученик Георгий Победоносец (284-303 гг.), чудотворец, родился в Каппадокии (по другим источникам - в Берите, ныне - Бейрут), в семье богатых и благочестивых родителей - Геронтия и Полихронии, воспитавших его в христианской вере. Еще в детстве он лишился отца, который мученически скончался за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, так как там была ее родина и богатые владения.
Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна, он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Еще не знавший о Христианстве Георгия, Диоклетиан почтил его саном комита и воеводы. Мать же Георгия в то время уже скончалась.
С того времени, как Георгий убедился, что неправедный замысел императора об истреблении христиан не может быть отменен, он решил, что наступило время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас он роздал все свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри, поили ядом. Святой мученик все терпеливо переносил, непрестанно призывая Бога и будучи затем чудесно исцеляем. Его исцеление после нещадного колесования обратило ко Христу ранее уже оглашенных преторов Анатолия и Протолеона, а также, по одному преданию, императрицу Александру, супругу Диоклетиана. Когда призванный императором Диоклетианом волхв Афанасий предложил Георгию воскресить мертвого, святой вымолил у Бога это знамение, и множество народа, включая и самого бывшего волхва, обратились ко Христу. Неоднократно богоборец-император спрашивал Георгия, каким "волхованием" тот достигает презрения мук и исцеления, но великомученик отвечал твердо, что спасается лишь призыванием Христа и Его силою.
Когда Великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий, чей вол разбился до смерти, и был возвращен к жизни по молитве святого Георгия.
В конце концов император, видя, что Георгий не отрекается от Христа и приводит все больше людей к вере в Него, решил устроить последнее испытание и предложил ему стать своим соправителем, если тот принесет жертву языческим богам. Георгий проследовал с императором в капище, но вместо жертвоприношения он изгнал оттуда бесов, обитавших в языческих статуях, отчего идолы сокрушились, а собравшийся люд набросился на святого в ярости. Тогда император приказал отрубить ему мечом голову. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии 23 апреля (6 мая) 303 года.
Слуга Георгия, записывавший все его подвиги, также получил от него завет предать тело великомученика погребению в его родовых палестинских владениях. Мощи Святого Георгия положили в палестинском городе Лидда, в храме, получившем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
14 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ И БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА АСИЙСКИХ И МАТЕРИ ИХ ФЕОДОТИИ.
14 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ И БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА АСИЙСКИХ И МАТЕРИ ИХ ФЕОДОТИИ.


Святые Чудотворцы и Бессребреники Косма и Дамиан. Фреска церкви Св. Николая Больничного в Охриде, Македония. 1330 - 1340 годы.



14 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ И БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА АСИЙСКИХ И МАТЕРИ ИХ ФЕОДОТИИ.


Святой Косма.



14 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ И БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА АСИЙСКИХ И МАТЕРИ ИХ ФЕОДОТИИ.


Святой Дамиан.



14 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ И БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА АСИЙСКИХ И МАТЕРИ ИХ ФЕОДОТИИ.


Святая Феодотия. Фрагмент византийской фрески. Византийский музей в Афинах.



14 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ И БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА АСИЙСКИХ И МАТЕРИ ИХ ФЕОДОТИИ.


Святые Чудотворцы и Бессребреники Косма и Дамиан Асийские и мать их Феодотия. Византийская фреска. Византийский музей в Афинах.



14 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ И БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА АСИЙСКИХ И МАТЕРИ ИХ ФЕОДОТИИ.


Святой Дамиан.



14 НОЯБРЯ - ДЕНЬ СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ И БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА АСИЙСКИХ И МАТЕРИ ИХ ФЕОДОТИИ.


Святой Косма.

Святой Апостол и Евангелист Марк. Византийская миниатюра XIII века.
Святой Апостол и Евангелист Марк. Византийская миниатюра XIII века.


Святой Апостол и Евангелист Марк. Византийская миниатюра XIII века.


Апостол и Евангелист Марк или Иоанн-Марк (+ 63 г.), племянник Апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из Апостолов (Деян. 12, 12).
Святой Марк был ближайшим сподвижником Апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с Апостолами Павлом и Варнавой святой Марк проповедовал в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как Апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6-12).
После миссионерских трудов с Апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с Апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
Во время второго благовестнического путешествия Апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с Апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с Апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне Египетском. Из этого города Апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).
Когда Апостол Павел находился в узах в Риме, Апостол Марк был в Ефесе, где епископскую кафедру занимал Апостол Тимофей. Вместе с ним Апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62-63 гг.). Оно получило название Евангелие от Марка.