+921 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Святитель Савва, первый Архиепископ Сербский. Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. XIII век.
Святитель Савва, первый Архиепископ Сербский. Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. XIII век.
Святая Великомученица Ирина. Фреска церкви Святого Георгия в монастыре Убиси, Грузия. Середина - вторая половина XIV века.
Святая Великомученица Ирина. Фреска церкви Святого Георгия в монастыре Убиси, Грузия. Середина - вторая половина XIV века.



Великомученица Ирина Македонская жила в I веке и до крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния, правителя города Мигдонии (Македония, или Фракия). Ликиний построил для дочери отдельный роскошный дворец, где она жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Ежедневно к Пенелопе приходил наставник по имени Апелиан, который обучал ее наукам. Апелиан был христианином; во время учения он говорил девице о Христе Спасителе и наставил ее в христианском учении и христианских добродетелях.
Святитель Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский. Фреска церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово, Сербия. Около 1310 - 1313 годов. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Святитель Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский. Фреска церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово, Сербия. Около 1310 - 1313 годов. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Святитель Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский. Фреска церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово, Сербия. Около 1310 - 1313 годов. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Господь Иисус Христос. Фреска церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово, Сербия. Около 1310 - 1313 годов. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Господь Иисус Христос. Фреска церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово, Сербия. Около 1310 - 1313 годов. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Господь Иисус Христос. Фреска церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово, Сербия. Около 1310 - 1313 годов. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Святой Апостол и Евангелист Марк. Фреска бокового купола церкви Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года. Фрагмент.
Святой Апостол и Евангелист Марк. Фреска бокового купола церкви Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года. Фрагмент.



Апостол и Евангелист Марк или Иоанн-Марк (+ 63 г.), племянник Апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из Апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником Апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с Апостолами Павлом и Варнавой святой Марк проповедовал в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как Апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6-12).
После миссионерских трудов с Апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с Апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска монастыря Пантократор на Афоне. 1363 год.
Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска монастыря Пантократор на Афоне. 1363 год.



Великомученик Георгий Победоносец (284-303 гг.), чудотворец, родился в Каппадокии (по другим источникам - в Берите, ныне - Бейрут), в семье богатых и благочестивых родителей - Геронтия и Полихронии, воспитавших его в христианской вере. Еще в детстве он лишился отца, который мученически скончался за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, так как там была ее родина и богатые владения.

Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна, он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Еще не знавший о Христианстве Георгия, Диоклетиан почтил его саном комита и воеводы. Мать же Георгия в то время уже скончалась.

С того времени, как Георгий убедился, что неправедный замысел императора об истреблении христиан не может быть отменен, он решил, что наступило время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас он роздал все свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.
Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска церкви Воскресения Христова в Верии, Греция. 1315 год. Иконописец Георгий Каллиергис.
Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска церкви Воскресения Христова в Верии, Греция. 1315 год. Иконописец Георгий Каллиергис.
Уверение Апостола Фомы. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.
Уверение Апостола Фомы. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.



Уверение Апостола Фомы. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.



Уверение Апостола Фомы. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.



В первый день после Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос явился Апостолам в доме, где собрались все одиннадцать Апостолов, кроме Фомы. Фома, которого не было в этом доме, не поверил в Воскресение Христово. Когда другие Апостолы стали говорить ему, что они видели Воскресшего Господа, Фома сказал им: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю".


Через неделю, в восьмой день после Воскресения Христова, ученики опять собрались все вместе в дом, и Фома был с ними. Двери были заперты (как и в первый раз). Господь Иисус Христос вошёл в дом при закрытых дверях, стал посреди учеников и сказал: "Мир вам!"


Потом, обратившись к Фоме, говорит ему: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим".


Тогда Апостол Фома воскликнул: "Господь мой и Бог мой!"


Иисус Христос сказал ему: "Ты поверил, потому что увидел Меня, но блаженны те, которые не видели и уверовали".


Уверение Апостола Фомы воспоминается Святой Православной Церковью через неделю после первого дня Пасхи. Поэтому воспоминание уверения Фомы называется также Антипасха (в переводе с греческого - "напротив Пасхи"). Для Фомы, в день Воскресения Христова не поверившего, что Спаситель Воскрес, день его уверения как бы заменил Пасху.
Явление Ангела Господня женам-мироносицам ("Белый Ангел"). Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. До 1228 года.
Явление Ангела Господня женам-мироносицам ("Белый Ангел"). Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. До 1228 года.



Явление Ангела Господня женам-мироносицам ("Белый Ангел"). Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. До 1228 года.



Явление Ангела Господня женам-мироносицам ("Белый Ангел"). Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. До 1228 года.



Явление Ангела Господня женам-мироносицам ("Белый Ангел"). Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. До 1228 года.



По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества Воскрес из мертвых. Тело Его человеческое преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.
Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.
Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.


Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.


Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.


Сошествие во ад – нисшествие Спасителя душою в ад (после смерти на Кресте и до Воскресения), с целью освобождения от уз смерти и диавола заключенных ветхозаветных праведников, при жизни и по смерти верою ожидавших пришествия Христа Спасителя.
Сошествие Христа в ад произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминается за Богослужением Великой Субботы Страстной Седмицы.
Тема сошествия Христа в ад широко используется в Богослужебных текстах Октоиха, постной и цветной Триодей.