Блоги

Православная иконопись.3 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЕВСТАФИЯ ПЛАКИДЫ, ЖЕНЫ ЕГО ФЕОПИСТИИ И СЫНОВЕЙ ИХ АГАПИЯ И ФЕОПИСТА.
3 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЕВСТАФИЯ ПЛАКИДЫ, ЖЕНЫ ЕГО ФЕОПИСТИИ И СЫНОВЕЙ ИХ АГАПИЯ И ФЕОПИСТА.


3 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЕВСТАФИЯ ПЛАКИДЫ, ЖЕНЫ ЕГО ФЕОПИСТИИ И СЫНОВЕЙ ИХ АГАПИЯ И ФЕОПИСТА.


Святой Великомученик Евстафий Плакида. Фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. 1527 год. Иконописец Феофан Критский.



3 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЕВСТАФИЯ ПЛАКИДЫ, ЖЕНЫ ЕГО ФЕОПИСТИИ И СЫНОВЕЙ ИХ АГАПИЯ И ФЕОПИСТА.


Святой Мученик Феопист, сын Святого Евстафия Плакиды. Фреска нартекса (притвора) монастыря Печская Патриархия, Косово, Сербия. XIV век.



3 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЕВСТАФИЯ ПЛАКИДЫ, ЖЕНЫ ЕГО ФЕОПИСТИИ И СЫНОВЕЙ ИХ АГАПИЯ И ФЕОПИСТА.


Святой Мученик Агапий, сын Святого Евстафия Плакиды. Фреска нартекса (притвора) монастыря Печская Патриархия, Косово, Сербия. XIV век.



3 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЕВСТАФИЯ ПЛАКИДЫ, ЖЕНЫ ЕГО ФЕОПИСТИИ И СЫНОВЕЙ ИХ АГАПИЯ И ФЕОПИСТА.


Святой Великомученик Евстафий Плакида. Фреска нартекса (притвора) монастыря Печская Патриархия, Косово, Сербия. XIV век.



3 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЕВСТАФИЯ ПЛАКИДЫ, ЖЕНЫ ЕГО ФЕОПИСТИИ И СЫНОВЕЙ ИХ АГАПИЯ И ФЕОПИСТА.


Святая Мученица Феопистия, жена Святого Евстафия Плакиды. Фреска нартекса (притвора) монастыря Печская Патриархия, Косово, Сербия. XIV век.



3 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЕВСТАФИЯ ПЛАКИДЫ, ЖЕНЫ ЕГО ФЕОПИСТИИ И СЫНОВЕЙ ИХ АГАПИЯ И ФЕОПИСТА.


Мученичество Святых Великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и сыновей их Агапия и Феописта. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.



Блог Ирины.Марина Александрова.
Марина Александрова.


Марина Александрова.


Марина Александрова - одна из самых красивых актрис отечественного кинематографа. Зрителям она хорошо знакома по ролями Екатерины II в одноименном российском историческом телесериале, Кати из фильма "Стритрейсеры", Сони Тимофеевой из тетралогии "Мосгаз", "Паук", "Палач" и "Шакал".
С 2006 по 2011 год служила в театре «Современник».

Марина Александрова.


Марина Александрова в детстве.


Актриса Марина Андреевна Александрова (настоящая фамилия Пупенина) родилась в венгерском городе Кишкунмайша 28 августа 1982 года. Александрова – фамилия бабушки, справедливо показавшаяся девушке более благозвучной.

Марина Александрова.


Марина Александрова в детстве.


Девочка была единственным ребенком в семье подполковника артиллерии Андрея Витальевича Пупенина и преподавательницы педуниверситета им. Герцена Ирины Анатольевны.
До пяти лет Марина вместе с родителями жила в Венгрии, после чего семья военнослужащего переехала в Забайкалье, а оттуда – в Санкт-Петербург. Родители мечтали вырастить единственную дочку переводчиком или, на крайний случай, менеджером по туризму (девушка даже посещала специализированные курсы). Девочка ходила в школу с математическим уклоном и параллельно училась в музыкальной школе (класс арфы).

Марина Александрова.


Марина Александрова с родителями.

Спойлер
Блог Ирины.Валентина Серова. ПОТЕРЯННАЯ СУДЬБА.
Валентина Серова. ПОТЕРЯННАЯ СУДЬБА.


Валентина Серова.


Если бы в нашей стране занимались «производством» звезд, как это делали в старые времена в Голливуде, если бы не было «железного занавеса», – Валентину Серову знал бы весь мир, как западных знаменитостей. Красавица, талантливая актриса – и на театральной сцене, и в кино, – она была рождена покорять. У нее было одно очень существенное отличие от всех прославленных советских актрис – она была естественна. И на экране, и в жизни. В каждом своем поступке, в каждой роли.


Серова была дочерью Клавдии Михайловны Половиковой – талантливой актрисы, игравшей в Театре имени Маяковского. Раннее детство Вали Половиковой прошло в Харькове, в семье бабушки, простой крестьянки. Девочке было шесть лет, когда ее привезли в Москву, – потом Валентина очень долго не могла избавиться от украинского выговора.


Валентина Серова. ПОТЕРЯННАЯ СУДЬБА.


Валентина Серова.


Настоящая дочь своей матери, она с детства была обречена играть. Репетировать она начала с восьми лет, а в девять впервые вышла на сцену – это было в Студии Малого театра на Сретенке в спектакле «Настанет время» Ромена Роллана. Героиню, вдову бурского генерала Дебору де Вит, играла Половикова, а ее сына Давида – маленькая Валя.

Валентина Серова. ПОТЕРЯННАЯ СУДЬБА.


Валентина Серова.

Спойлер
Православная иконопись.28 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ ГОТФСКОГО.
28 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ ГОТФСКОГО.


Святой Великомученик Никита Готфский. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Манасия (Ресава), Сербия. До 1418 года.



28 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ ГОТФСКОГО.


28 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ ГОТФСКОГО.


Святой Великомученик Никита Готфский. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



28 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ ГОТФСКОГО.


Святой Великомученик Никита Готфский. Фреска монастыря Святого Иоанна Богослова в Поганово, Сербия. Конец XV века.



28 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ ГОТФСКОГО.


Святой Великомученик Никита Готфский. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



28 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ ГОТФСКОГО.


Святой Великомученик Никита Готфский. Фреска церкви Святого Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония. 1164 год.



28 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ ГОТФСКОГО.


Святой Великомученик Никита Готфский. Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин.



28 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ ГОТФСКОГО.


Святой Великомученик Никита Готфский. Византийская фреска. Кипр.



Православная иконопись.28 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО ПЕРВОМУЧЕНИКА АРХИДИАКОНА СТЕФАНА.
28 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО ПЕРВОМУЧЕНИКА АРХИДИАКОНА СТЕФАНА.


Обретение мощей Святого Первомученика Архидиакона Стефана. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



28 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО ПЕРВОМУЧЕНИКА АРХИДИАКОНА СТЕФАНА.


Святой Первомученик Архидиакон Стефан. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Святой Стефан, Апостол от семидесяти, происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались «эллинистами», так как находились под большим влиянием греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. Служение и мученичество Стефана описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы VI-VIII.

После Сошествия Святого Духа на Апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших Крещение. Двенадцать Апостолов предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Святые Стефан, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Филипп, а также Николай были посвящены во диаконов (что значит «помощники», «служители»), став ближайшими помощниками Апостолов от двенадцати. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и Богослужениях.
Православная иконопись.27 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
27 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Греческая икона.



27 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Фреска монастыря Святого Иоанна Богослова на острове Патмос, Греция.



27 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.


27 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Православная иконопись.27 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.
27 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.


Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский. Фреска Белой церкви в селе Каран, Сербия. 1340 - 1342 годы.



27 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.


Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



27 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.


27 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.


Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский. Болгарская икона XV века.



27 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.


Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский. Икона. Византийский музей в Кастории, Греция.



27 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.


Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский. Византийская икона. Монастырь Святой Екатерины на Синае.



27 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.


Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский. Фреска церкви Святого Николая Орфаноса в Салониках, Греция. XIV век.



27 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.


27 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.


Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский. Иконописец Самсон Марзоев.



27 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.


Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский. Иконописец Ирина Зарон.



27 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.


Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский. Фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. 1527 год. Иконописец Феофан Критский.



Блог Ирины.Вера Холодная. КОРОЛЕВА ЭКРАНА.
Вера Холодная. КОРОЛЕВА ЭКРАНА.


Вера Холодная.


Такой больше не было. Она была первая русская звезда, и она же – единственная настоящая звезда русского кино. Ее называли Королевой экрана. Она снималась всего три года, из ее более чем пятидесяти фильмов сохранились только пять. Ее помнят до сих пор, потому что больше таких не было. Не было – чтобы и умна, и красива, и чиста, и талантлива, и счастлива, и всеми любима… Если такие и рождаются, о них помнят еще долго. Как о ней. О Вере Холодной.

Вера Холодная. КОРОЛЕВА ЭКРАНА.



Вера Холодная.


Вера Левченко родилась 5 августа 1893 года в Полтаве. Ее отец, Василий Андреевич, окончил отделение словесности в Московском университете и приехал в Полтаву учительствовать. Мать – Екатерина Сергеевна Слепцова – выпускница Александре-Мариинского института благородных девиц. Они очень любили друг друга. Жили скромно, но очень счастливо. Ни отец, ни мать не отличались особой красотой, но их дочка с детства привлекала внимание своей внешностью – темные кудри, огромные грустные глаза, нежный овал лица…

Когда Вере было два года, умер ее дедушка, живший в Москве, и овдовевшая бабушка, Екатерина Владимировна, попросила дочь и зятя перебраться к ней. Там, при поддержке родственников, благосостояние семьи наладилось. В доме стали принимать гостей, устраивать вечера, на которых по моде тех лет играли в шарады и «живые картины»: несколько участников разыгрывали сценки, а зрители должны были угадывать – слово, или литературное произведение, или сюжет известного романса… Верочка очень любила участвовать в «живых картинах». Она, как и отец, отлично пела. Рано научилась читать и старательно искала в прочитанном темы для «живых картин», которые в отсутствие гостей разыгрывала со своими куклами.

Ей было два с половиной года, когда 28 декабря 1895 года в Париже состоялась премьера первого фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Начался век кино. Но семья Левченко не обратила на это никакого внимания…

В 1896 году родилась вторая дочь Левченко – Надежда. Особо близки сестры не были, хотя и питали друг к другу большую нежность.


Вера Холодная. КОРОЛЕВА ЭКРАНА.


Вера Холодная.



В десять лет Верочку отдали в известную гимназию Перепелкиной. С классом Вера впервые побывала в Большом театре и с тех пор буквально заболела балетом. Верочка вымолила у родителей разрешение поступить в балетное училище Большого театра. Родители согласились, надеясь, что Веру не возьмут: она была хоть и грациозной, но довольно полной девочкой. Даже учитывая то, что в те времена балерины не были такими худыми и жилистыми, как сейчас, а в женской красоте ценились округлые формы и приятная полнота. Но Веру приняли. Во многом из-за ее красоты: быть хорошенькой для балерины было не менее важно, чем быть грациозной. Через год родители забрали ее из училища: на этом настояла бабушка, по-старомосковски считавшая, что девице из хорошей семьи не место в театре – актрисы считались безнравственными и не заслуживавшими уважения. Родители Веры, материально зависимые от Екатерины Владимировны, не посмели ослушаться.


Верочке пришлось вернуться в гимназию Перепелкиной. А потом и вовсе позабыть о сцене: в 1905 году, когда Екатерина Сергеевна была беременна третьей дочерью, Соней, Василий Андреевич Левченко простудился и умер от крупозного воспаления легких.

Екатерина Сергеевна с трудом пережила эту потерю. Она так постарела, что ее принимали за бабушку Сони. Но она не позволила своему горю омрачить детство своих дочерей – в укладе их дома почти ничего не изменилось. Все так же приходили гости, все так же продолжались «живые картины» и походы в театры…


Вера Холодная. КОРОЛЕВА ЭКРАНА.



Вера Холодная.

Спойлер
Православная иконопись.21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!
21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Болгарская икона.



21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Византийская икона. Кипр.



21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Икона. Россия (Новгородская провинция), конец XV – первая четверть XVI вв.



21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска церкви Святых Иоакима и Анны (Королевской церкви) в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год.



21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска монастыря Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, Греция. Конец XIII века.



Православная иконопись.Святые Преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), Бетанийские. Иконописец архимандрит Лазарь (Абашидзе).
Святые Преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), Бетанийские. Иконописец архимандрит Лазарь (Абашидзе).


БЕТАНИЙСКИЕ СВЯТЫЕ ХХ ВЕКА

На протяжении нескольких десятилетий коммунистических гонений единственным местом, где в Грузии сохранялась монашеская жизнь, был Бетанийский монастырь, в котором подвизались два архимандрита – Иоанн и Георгий.
Официально Бетанийский монастырь не значился как действующий, его просто признавали «выдающимся памятником архитектуры», а монахов считали сторожами-смотрителями и даже выплачивали им зарплату. Но в действительности здесь все было как в действующем монастыре: в храме у икон теплились лампады, горели свечи, шло богослужение, отцы ходили в монашеских одеяниях. По праздникам сюда приезжали верующие, был крестный ход, совершались крещения и венчания. В мирное время иеромонахи не совершают таинство венчания, но в условиях гонений и нехватки духовенства отцы Иоанн и Георгий не находили возможным отказывать в венчании тем, кто просил об этом.

Немало людей приезжало в те годы к любвеобильным старцам, и благодарная память гостей сохранила для нас духовные черты этих подвижников. Приведем для примера воспоминания М.Л. Михайловой, которая в детстве была частой гостьей бетанийских монахов.

«Моя мама была грузинка, верующая. В 1941–1948-х годах мы жили в Орбети и часто ходили в Бетанийский монастырь. С отцами Иоанном и Георгием познакомились в 1941–1942-х годах. Они были на удивление добрыми, внимательными и чуткими.

Отец Георгий был худой, носил очки. Он часто болел и поэтому с нами меньше общался. А вот отец Иоанн был полон жизни, веселый и ласковый. До сих пор чувствую тепло, которое он посеял в моем детском сердце. После службы отец Георгий направлялся в свою комнату для отдыха, а отец Иоанн оставался побеседовать с нами. Мы, дети, настолько были избалованы им, что однажды, в день памяти Иоанна Крестителя, с ног до головы облили его водой. В этот праздничный день среди верующих существует обычай омовения. Родители стали ругать нас за такую вольность, но отец Иоанн стал успокаивать их, говоря, что сегодня праздник и что именно так и следует поступать. Отец Иоанн и отец Георгий учили нас правилам поведения в храме, как нужно исповедоваться, причащаться, рассказывали много интересного о вере и Церкви. Нас, детей, когда мы приходили на исповедь, всегда спрашивали, не украли ли мы чего-нибудь, не сплетничали ли, не обижали ли кого и т.д.

Если в монастырь приходили русские, то отцы богослужение проводили преимущественно на церковнославянском.

Помню, когда отец Иоанн лег в больницу на операцию, обеспокоенный отец Георгий даже писал письма главврачу и горячо умолял сделать все для того, чтобы отец Иоанн поправился. А отец Иоанн, в свою очередь, переживал за оставшегося в одиночестве в монастыре отца Георгия. Эти два отца очень были привязаны к друг другу и нежно любили друг друга настоящей христианской любовью.

Несмотря на такую братскую близость, характерами они очень отличались друг от друга, но душа у них была одинаково чистой и светлой. Они учили нас, детей, чтобы мы постоянно повторяли короткую молитву “Господи, помилуй”. Они говорили, что тем самым мы будем в постоянном общении с Господом, и это поможет жить праведной жизнью».

Святейший Синод Грузинской Православной Церкви на заседании от 18 августа 2003 года причислил к лику преподобноисповедников архимандрита Иоанна (Майсурадзе) и архимандрита Георгия-Иоанна (Мхеидзе), определив днем их памяти 8/21 сентября.

Мы решили познакомить русскоязычного читателя с житиями этих новопрославленных грузинских святых.

Преподобноисповедник Иоанн (Майсурадзе; † 1957)

Архимандрит Иоанн (в миру Василий Майсурадзе) родился в Цхинвали в 1882 году. С детства он трудился в Церкви. С двенадцати лет, не щадя себя, помогал настоятелю Бетанийского монастыря иеромонаху Спиридону, который в 1894–1896 годах с большим трудом восстановил и обустроил эту обитель.

В 1903 году Василий приехал на Святую гору Афон, где принял монашество с именем Иоанн и подвизался в скиту апостола Иоанна Богослова. Вскоре монаха Иоанна рукоположили в сан диакона, а затем священника. Семнадцать лет он провел на Афоне. Затем наступили трудные времена, и в 1920-х годах он вместе с другими грузинскими монахами вынужден был оставить Святую гору.

Вернувшись на родину, отец Иоанн поселился в монастыре святого Армаза, где к тому времени из-за гонений со стороны безбожников-коммунистов жил вместе с ним всего лишь один монах. Однажды вооруженные чекисты пришли в монастырь, насильно повели обоих насельников к ближайшему оврагу и выстрелили им в спину. Упавших в овраг монахов они посчитали мертвыми, однако, по милости Божией, оба они выжили.

Выздоровевший отец Иоанн пришел в монастырь Бетания, где к тому времени еще жил его наставник детства иеромонах Спиридон. Вскоре настоятелем обители стал Иоанн. В 1924 году в Бетанию пришел отец Георгий (Мхеидзе), после чего эти два святых отца всю оставшуюся жизнь вместе провели в монастыре. С детства приученный к труду отец Иоанн сумел великолепно обустроить монастырское хозяйство. Каждого приходящего в обитель отцы Иоанн и Георгий встречали как самого дорогого и близкого человека, посланного к ним Самим Господом. Они окружали его самой трогательной любовью и вниманием.

Отец Иоанн очень любил детей и всяческий баловал их, всегда имел при себе сладости для них. И дети свободно чувствовали себя в общении с ним. Однажды отец Иоанн с удивительным почетом принял тогдашнего воспитанника Московской духовной семинарии Ираклия Шиолошвили. Такой поступок отца Иоанна заставляет думать, что он в пришедшем молодом человеке узрел будущего Католикоса-Патриарха всей Грузии.

Отец Иоанн жил очень строгой жизнью. Много постился, весь день трудился, спал только на доске и ночами молился. Те, кто оказывался рядом с ним, терялись в догадках, когда же отдыхал святой отец и откуда у него бралось столько энергии и бодрости.

Отец Иоанн самые тяжелые работы в монастыре выполнял сам, он очень беспокоился об отце Георгии, который был слаб здоровьем, но все же святой Иоанн раньше отошел ко Господу. После непродолжительной болезни он преставился в 1957 году в возрасте 75 лет. Похоронен во дворе Бетанийского монастыря.

Преподобноисповедник Георгий-Иоанн (Мхеидзе; † 1960)

Архимандрит Георгий (Мхеидзе) родился в 1887 году в селе Схвави Амбролаурского района (Рача, Грузия). Его отец Мефодий Мхеидзе был уважаемым человеком, имел боевые награды, в их числе – Георгиевский крест за взятие в плен известного имама Шамиля. У Георгия было семеро братьев и трое сестер. После получения начального образования в сельской школе юношу направили в Тбилиси, где он при поддержке дяди продолжил обучение и некоторое время служил личным секретарем праведного Илии Чавчавадзе.

Затем Георгий поехал в Санкт-Петербург для поступления в военное училище, но вскоре был вынужден вернуться в родное село. В то время он стал свидетелем духовного преображения своего старшего брата Полиактра, который решил посвятить себя Богу, уединился и стал постоянно молиться. Брат вскоре умер, предупредив заранее родных, что «идет к Пресвятой Богородице», лицезреть Которую сподобился при жизни.

В год смерти Полиактра (1909) в руки Георгия попали его записки. Именно знакомство с ними определило его дальнейший жизненный путь. Родным святой Георгий заявил: «Решено, я жертвую себя Господу, это мой путь».

Юноша некоторое время подвизался в пещере недалеко от села, а затем отправился в Самегрело и стал учеником преподобного Алексия (Шушании). А постриг его в монашество священномученик Назарий (Лежава). Образованного и скромного монаха вскоре рукоположили в священный сан, затем он стал архимандритом.