Некоторые творческие личности изображали розу именно как объект биологии и тем прославились: например, бельгийский художник Пьер-Жозеф Редутэ сделал превосходную ботаническую иллюстрацию «Les Roses». Голландские, да и многие другие живописцы нередко изображали
Спойлер
розу на своих натюрмортах, но такой цветок не мог оставаться исключительно натуралистическим объектом. Он вдохновлял на большее. В Средние века изображения венков из роз служили аллегорией на картинах, посвященных Богоматери с младенцем. Венок из белоснежных роз был символом радости Богоматери, из красных – ее страданий, из желтых – ее славы. А в России в 1907 году возникло творческое объединение «Голубая Роза», название которого, как полагают, – отсылка к считавшемуся символом совершенства таинственному голубому цветку Новалиса.
Ханс Христиан Андерсен, увидев однажды около Смирны куст роз, представил, как эти цветы растут на могиле Гомера, и это вдохновило его на создание еще одной сказки. Всю жизнь он очень трепетно относился к розам и даже умер с этим цветком в руке. А желанием Виктора Гюго было… умереть в пору цветения роз.
Спойлер
Так и случилось – знаменитого писателя не стало конце мая, и его гроб буквально утопал в розах. Один из самых загадочных авторов современности Умберто Эко написал роман «Имя Розы», в названии которого, пусть и в аллегорическом значении, фигурирует наша героиня. По этой книге был снят одноименный фильм с Шоном Коннери в главной роли, и теперь настал черед поговорить о розе в самом молодом из искусств: кинематографе. В разное время появлялись такие ленты, как «Пурпурная роза Каира», «Вьющаяся Роза», «Черная роза Гарлема», «Черная Роза – эмблема печали, Красная Роза – эмблема любви». Все они, конечно, не были посвящены розе в качестве ботанического объекта, но ее образ был использован в них чрезвычайно интересно и порой необычно.