Картины Арнольда Борисовича Лаховского принадлежат к различным жанрам, тяготеют к разным стилям, легко чередуют настроения и смыслы. То и дело переключаются между простым созерцанием и серьёзным живописным высказыванием, не желая быть для зрителя чем-то одним.
В картинах нашего героя — много личного, но совершенно ничего лишнего. Эти полотна парадоксально неизменны в своей переменчивости, как сама жизнь постоянна в своём стремлении менять и меняться. Вглядитесь, дорогой читатель: на этих полотнах своя пластика и мимика есть даже у неживых объектов и неосознающих самоё себя явлений. Абсолютно каждая деталь, каждый мазок участвует в общем концерте форм и контрастов, добавляя тональный и/или геометрический мотив в общий «хор» произведения. В каждый из них вложена не только превосходная техника, но и светлая душа мастера. Его понимание мира.
Одним из больших поклонников зимних красот был, без сомнения, Борис Кустодиев. Его зима (впрочем, как и все времена года в глазах Кустодиева) – яркая, веселая, праздничная. Она полна забав, катаний на санях, ярмарок. У картины «Зима», кстати, существует множество вариантов, чуть отличающихся сюжетом, а еще необыкновенными оттенками неба!
Талантливый пейзажист Алексей Саврасов очень любил писать зимние пейзажи, создавая их в романтическом стиле. Глядя на его картины, невольно вспоминаешь уральские сказки Бажова, особенно «Серебряное копытце». Кажется, что вот-вот на крыше сказочной избушки появится волшебный олень, и будет выбивать своей ножкой драгоценные камни.
Имя русского художника-импрессиониста Сергея Виноградова до недавнего времени было малоизвестно современной публике, хотя в свое время он был довольно популярной личностью. Живописец дружил с Коровиным и Серовым, близко был знаком с Игорем Грабарем и Сергеем Дягилевым, рыбачил с Федором Шаляпиным, частенько гостил у семьи Мамонтовых, играл в карты с самим Львом Толстым. Ученик Василия Поленова, педагог, соучредитель Союза русских художников - Сергей Виноградов для многих сегодня стал настоящим открытием.
Иван Августович Вельц – замечатеотный российский художник, корни родословной которого упираются в Австрию. Родился в 1866 году в селе Софьино Самарской губернии в семье австрийского купца. В 1889 году он принял русское подданство. В 1885 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился в мастерской пейзажной живописи М.К. Клодта. В те времена это было самое известное и престижное художественное учебное заведение, там учились многие известные живописцы, в том числе Шишкин, Васнецов, Куинджи и другие талантливые художники.
Иван Кузьмич Макаров (1822-1897). "Девочки-сестры. Портрет Лизы и Наташи Араповых" (1879 г.). Холст, масло (138*102). Двойной портрет внучек Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской (в девичестве - Гончаровой).
В Пензенской картинной галерее хранятся 15 работ Ивана Кузьмича Макарова, чья жизнь тесно связана с пензенским краем. Он родился в Саранске, который в прошлом являлся частью Пензенской губернии. В 1844 году поступил в Санкт-Петербургскую императорскую Академию художеств, после обучения в которой вскоре стал одним из самых популярных портретистов столицы. Наиболее полно художественное дарование Ивана Макарова раскрылось в области портрета, в том числе детского. Перед зрителем девочки-сестры Араповы: 6-летняя Лиза и 4-летняя Наташа — внучки Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской. Две маленькие дамы своей полупрозрачной гладкой кожей и легким, украшающим личико румянцем похожи на фарфоровых куколок.
Трек-Song From A Secret Garden (Piano And Violin Version) Исполнитель - Secret Garden Фильм создан специально к 125-летию музея и посвящён произведению И.К.Макарова «Девочки сестры» ( Елизавета и Наталья Араповы) Зрители узнали о том, как сложилась судьба сестер, и стали свидетелями необычного творческого эксперимента. Фотохудожник Сергей Квасов постарался повторить полотно живописца-портретиста Ивана Макарова с помощью современных цифровых технологий.
На обороте рамы надпись:"Александр/Рисунок с натуры художника Изабе/(нарисовано на Венском конгрессе).
Жан-Батист Изабе - французский художник-миниатюрист, рисовальщик и литограф. Ученик Ж.-Л. Давида. Придворный художник Наполеона. После свержения императора художник работал при дворе Бурбонов. Во время Венского конгресса ему позировали русская императорская чета, многие известные европейские и русские политики, аристократия, военные - участники войны 1812 года и кампании 1813-1814 годов. В 1820 году работал в Лондоне, в 1822 - в Италии.
Император Александр I (1777 - 1825) был одним из руководителей Венского конгресса 1814 - 1815 годов - общеевропейской конференции, в ходе которой была выработана система договоров, направленных на восстановление феодально-абсолютистских монархий, разрушенных французской революцией 1789 года и наполеоновскими войнами; были определены новые границы государств Европы. Конгресс проходил под председательством австрийского дипломата графа Меттерниха; его участниками были представители всех стран Европы (кроме Османской империи). Переговоры проходили в условиях тайного и явного соперничества, интриг и закулисных сговоров.