Блог клуба - • КИНО-ЦЕНТР •
Администратор блога: | АннаS |
Все рубрики |
Леонид Каневский. Леонид Семёнович Каневский (2 мая 1939, Киев, Украинская ССР, СССР) — советский, израильский и российский актёр театра и кино, телевизионный ведущий. Заслуженный артист РСФСР (1984). С 2006 года — ведущий программы канала НТВ «Следствие вели…». Леонид Каневский в молодости. Леонид Каневский родился в Киеве в еврейской семье. Папа работал технологом, а мама обеспечивала домашний уют мужу и двоим сыновьям - Леониду и старшему на 6 лет Александру (впоследствии писатель-сатирик Александр Каневский). В юности женщина училась в консерватории. Учебу бросила, целиком и полностью посвятив себя семье.
Спойлер
Леонид Каневский в молодости. В старших классах, когда пришло время определяться с поступлением, Леонид заявил родителям, что планирует поступить в один из московских театральных институтов. Поначалу взрослые приняли новость скептически, но поняли, что сын настроен решительно и не стали отговаривать юного актера. Единственное условие, которое было поставлено сыну – вместе с ним поедет мама. Москва не слишком гостеприимно приняла юношу. Ни во МХАТ, ни в Щепкинское училище Леонида не приняли. Поверить в собственные силы и попробовать поступить в театральное училище имени Бориса Щукина помогла мама. Приунывший Леонид Каневский не слишком надеялся на успех, но под напором матери отправился испробовать последний шанс. И победил. Леонид Каневский был принят в «Щуку» в 1956 году и зачислен на курс Веры Львовой. Как оказалось, это был легендарный курс. Вместе с Каневским учились будущие звезды отечественного кинематографа Андрей Миронов, Ольга Яковлева и Василий Ливанов. Леонид Каневский Лев Дуров, Анатолий Эфрос и Андрей Миронов. С 1960 года играл в Московском театре имени Ленинского комсомола. Наставником и учителем Леонида Каневского в «Ленкоме» стал легендарный Анатолий Эфрос. На протяжении 7 лет молодой актер прилагал максимум усилий, чтобы заслужить право играть главные роли и стать ведущим артистом труппы. Но когда этого не случилось, Каневский перешел в Театр на Малой Бронной. Здесь актер, наконец, получил то, на что рассчитывал: крупные роли, уважение коллег и любовь зрителей. Они увидели молодого артиста в постановках «Ревизор», «Поздняя любовь» и других. Леонид Каневскийс Михаилом Казаковым в спектакле "Дон Жуан". В кино Леонид Каневский стал сниматься в начале 60-х. Дебют в картине «Сорок минут до рассвета», где актер сыграл заведующего магазином, оказался малозаметным. Леонид Каневский в фильме "Весна на Одере". 1967 год. После него последовало еще несколько эпизодических ролей. Наиболее заметные из них - в картинах «Весна на Одере» и «Бриллиантовая рука». Леонид Каневский в фильме "Бриллиантовая рука". Режиссерам нравился молодой актер, но невысокий рост артиста долго был препятствием на пути к славе и главной роли. Леонид Каневский в фильме "Город мастеров". Пожалуй, единственным фильмом тех лет, где для Леонида Каневского нашелся заметный образ, стал «Город мастеров». В этой ленте артист сыграл шефа тайной полиции. Леонид Каневский в телесериале "Следствие ведут ЗнаТоКи". Звездная роль и всесоюзная популярность пришли к Леониду Семеновичу Каневскому в начале 70-х. Режиссер Вячеслав Бровкин, искавший актеров для своего телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», увидел в невысоком Каневском майора Томина. Когда на экраны вышли первые 4 серии, всем стало понятно, что сериал будет мегапопулярным. Телесериал выходил с 1971 по 1989 год. Леонид Каневский в фильме "Д’Артаньян и три мушкетера". В эти годы артист успел появиться еще в нескольких картинах, где он сыграл хотя и второплановые роли, но зато очень яркие. Так в киношедевре «Д’Артаньян и три мушкетера» он сыграл галантерейщика Буонасье. Фраза «Галантерейщик и кардинал – это сила!» превратилась в крылатое выражение. В 1991 году репатриировался в Израиль, где совместно с режиссёром Евгением Арье создал в Тель-Авиве драматический театр «Гешер» (в переводе с иврита — «мост»); основу его труппы составляют российские актёры, игравшие на сценах московских и ленинградских театров. Леонид Каневский в телепередаче "Следствие вели…" С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Передача получила высокие рейтинги. «Следствие вели…» - это авторский проект Леонида Каневского, который представляет собой цикл документальных телепередач, посвященных знаменитым преступлениям и громким детективным делам времен СССР. Цикл передач охватывает весь период существования Советского Союза с 1917 по 1991 годы. Леонид Каневский в сериале "Сёмин" (2009). Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». В 2009 году артист появился в сериале «Семин». В детективном сериале актер исполнил главную роль - полковника Бориса Семина. Герой актера – опытный сыщик и легенда уголовного розыска. Борис Семин раскрывает сложные и запутанные дела, а также славится прямолинейностью и нелюбовью к коррупции и разгильдяйству. Этот следователь, которого боятся как преступники, так и высокие милицейские чины, получает новую команду, чтобы раскрывать особо опасные преступления. В 2011 году актер вернулся в этой роли в сериале «Семин. Возмездие». В новых сериях следователь столкнулся с еще более сложными проблемами. Операции по поимке опасного преступника начали проваливаться одна за другой, и полковник узнает, что в его отделе завелся «крот». Но гораздо серьезнее то, что против следователя фабрикуют дело и обвиняют Семина в убийстве собственного приемного сына. Леонид Каневский с женой. В начале 70-х актер познакомился с будущей женой. Ею оказалась очаровательная девушка Анна Березина, переводчица. Анна – дочь знаменитого на весь Советский Союз комика Ефима Березина, которого зрители знали как Штепселя из популярного юмористического дуэта Штепселя и Тарапуньки. Леонид Каневский с дочкой, зятем и внучкой. В этом крепком союзе в 1977 году родилась дочь Наталья. Она подарила родителям замечательную внучку Ринату Пиотровски, которая пошла по стопам знаменитого дедушки и уже сделала первые шаги в кинематографе. Леонид Каневский. В 2017 году актер сыграл в криминальном фильме «Чисто московские убийства». 8-серийный детектив рассказывает о тандеме следователя и владелицы сети салонов красоты, наделенной выдающимися дедуктивными способностями. В феврале 2018 года актер появился в комедии «О чем говорят мужчины. Продолжение». Это очередной комедийный фильм, снятый знаменитым «Квартетом И» с актерами коллектива в главных ролях.
Ирина
1 мая 2019
+10
0
18 комментариев
фото актёров, советский актёр, российский актёр, леонид каневский, актёр театра и кино
|
Ку! Кин-дза-дза! Георгий Данелия. Редкое интервью режиссера . Неизвестные факты о фильме. |
Сергей Пускепалис. Сергей Витауто Пускепалис родился в 1966 году 15 апреля в Курске. Мама актера родом из Болгарии, а отец Витаутас Пускепалис - из Литвы. Болгарским и литовским языками не владеет. В 1980 году вместе с семьёй переехал в город Саратов, где учился в Саратовском театральном училище в мастерской Юрия Петровича Киселева. Именно в честь учителя Сергея назван саратовский Театр Юного Зрителя. Затем прошёл трёхгодичную срочную службу в Североморске, в Военно-Морском Флоте откуда он вернулся в 1988 году в звании старшины первой статьи. После обучения в театральном училище Сергей Пускепалис поработал некоторое время в Саратовском ТЮЗе, где играл в спектаклях «Женитьба Белугина» по пьесе Александра Островского (роль Белугина) и «Эти свободные бабочки» Леонарда Герше (роль Дональда Бейкера). Первая жена Сергея Пускепалиса Эльвира Данилина.
Спойлер
Был женат на Эльвире Игоревне Данилиной (род. 29 сентября 1965), уроженке Саратова, актрисе, выпускнице Саратовского театрального училища, артистке Саратовского государственного академического театра драмы. Брак продлился недолго, детей у них не было. Сергей Пускепалис с женой Еленой. Второй супругой в 1991-м стала Елена, гидрогеолог по профессии. В 1993-м родился Глеб. Пускепалис остается семейным человеком. С длительных киноэкспедиций и разъездов он стремится скорее попасть домой в Железноводск, к любимым жене и сыну. С сыном Глебом. Глеб пошел по стопам отца и получил образование в Российской академии театрального искусства, у Сергея Женовача. Сейчас молодой человек играет в московской «Студии театрального искусства», снялся у Алексея Попогребского в «Коктебеле» в главной роли. Фильм удостоен специального приза жюри "Серебряный Георгий", награды ФИПРЕССИ и российской критики за дебют на XXV Московском кинофестивале, "Золотой лилии" на Международном фестивале "GoEast" в Висбадене. Кроме этого, в фильмографии Пускепалиса-младшего – картины «Елки-5», «Инквизитор», «Операция “Мухаббат”», где он снялся вместе с отцом. Сергей поступил на курс Петра Фоменко в РАТИ. Выпустился из РАТИ в 2001 году и сразу же поставил пьесу «Двадцать семь» драматурга Алексея Слаповского. Пьеса была принята прекрасно и участвовала в фестивале «Балтийский дом». После этого Алексей Слаповский и Сергей Пускепалис стали постоянными соавторами. Для «Пятого театра» в Омске Сергей Пускепалис поставил пьесу «От красной крысы до зеленой звезды». Также Сергей работал в Самарском театре «Понедельник», где с 2000 по 2002 год им было поставлено три спектакля, два из которых по пьесам Алексея Слаповского («Уезжаю» и «Тихий ангел»). Сергей Пускепалис в театре. В 2003 году Пускепалис стал главным режиссером Магнитогорского театра драмы имени А. С. Пушкина. С 2007 года — режиссёр-постановщик Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. С 2009 года по 2010 год Сергей Пускепалис работал главным режиссером Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова в Ярославле. Его приглашают для работы во все известные театры страны. Также Сергей занимался педагогической деятельностью, преподавая курс на театральном факультете в консерватории Магнитогорска. в 2003 году он начал сниматься в кино. Первые роли были эпизодическими. Но начал Сергей путь в мир кино с картины, ставшей культовой – «Прогулки» Алексея Учителя, где он сыграл в эпизоде участника аварии. На съемках своего сына Глеба Сергей познакомился с Алексеем Попогребским. Режиссер пригласил Пускепалиса старшего сниматься в свой фильм «Простые вещи», предложив главную роль анестезиолога Маслова. Фильм получил Гран-при «Кинотавра» в 2007 году, а Сергей был удостоен приза за лучшую мужскую роль. Сергей Пускепалис в фильме "Как я провёл этим летом". В 2008 и в 2009 году Пускепалис снова работал с Алексеем Попогребским над картиной «Как я провел этим летом». Мировая прьемьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале в 2010 году, а в России фильм впервые показали в Ростове-на-Дону. Актеры Георгий Добрыгин и Сергей Пускепалис были награждены призом Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» в номинации «Лучшая мужская роль». Также был награжден «Серебряным медведем» Павел Костомаров, оператор картины – «За выдающийся вклад в искусство». Сергей Пускепалис в фильме "Метро". Знаковой работой актера стал фильм-катастрофа «Метро», снятый по одноименному роману Дмитрия Сафонова. В ленте Пускепалис сыграл супруга героини Светланы Ходченковой. За роль Андрея Гарина, попавшего в ловушку в метро с дочерью, Пускепалис номинирован на премию «Золотой орел» за лучшую мужскую роль. Сергей Пускепалис в фильме "Жизнь и судьба". В 2012 году выходит сериал «Жизнь и судьба», сюжет которого разворачивается в разгар Великой Отечественной войны. В фильме Сергей сыграл с такими признанными актерами, как Сергей Маковецкий и Александр Балуев. Запоминающейся стала роль актера в проекте «И не было лучше брата» (2011). В картине сложился замечательный дуэт Пускепалиса и Евгения Цыганова. Поклонники детективного сериала «Крик совы» назвали Сергея лучшим участником проекта. В фильме он исполнил роль капитана госбезопасности, разоблачающего шпионскую сеть в советской глубинке. Сергей Пускепалис и Равшана Куркова в сериале "А у нас во дворе". В 2016-м Сергей снялся в получившей широкую известность картине «Ледокол». В ней он сыграл капитана ледохода «Михаил Громов». Год спустя на Первом канале вышел ироничный детектив «А у нас во дворе», в котором Пускепалис и Равшана Куркова исполнили роли полицейского в отставке и дворника. Сергей Пускепалис в сериале "Частица Вселенной". В продюсерском проекте Валерия Тодоровского «Частица Вселенной» актер получил роль командира экипажа международной космической станции. И без того непростая работа усложняется тем, что жена одного космонавта крутит роман со вторым. Для большей достоверности передачи действий на экране артисты прошли подготовку в Звездном городке и консультировались со специалистами Центра управления полетами. В конце 2018-го состоялась премьера фильма «Желтый глаз тигра», где Сергей исполнил роль отца персонажа Павла Прилучного. Сергей Пускепалис в фильме "Золотая Орда". В исторической ленте «Золотая Орда» в образе воеводы Еремея Сергей Пускепалис составил актерский ансамбль с Александром Устюговым и Юлией Пересильд. 11 марта 2019 на Первом канале прошла премьера сериала «Шифр», в одной из главных ролей которого снялся Сергей Пускепалис. Сергей Пускепалис в фильме "Шифр". Действие разворачивается в Москве 1956 года и рассказывает историю четырёх женщин, которых связывает военное прошлое: работа в спецотделе ГРУ. Они сходятся вновь, чтобы вести расследования и помогать следственным органам в особо запутанных делах. Обладая феноменальными аналитическими способностями, Ирина, Анна, Софья и Катерина, рискуя собой, а также благополучием собственных семей, ловят преступников, которые угрожают жизни простых людей и всей стране в целом. Сергей Пускепалис. Семья актера и режиссера живет в Железноводске. У Сергея Пускепалиса немало работы в Москве, где у него есть квартира и открытый им ресторан, но насовсем переезжать в столицу актер категорически отказывается. Оправдание этому – мнение, что в мегаполисе слишком много суеты и напряженности.
Ирина
2 апреля 2019
+8
0
14 комментариев
фото актёров, сергей пускепалис, российский актёр, режиссёр, актёр театра и кино
|
Есть актеры, о заслугах каковых надо напоминать еще при их жизни. А есть личности, судьба которых беспокоит и не даёт покоя.
Зоя Фёдорова. Вот уже более трех десятилетий как нет с нами замечательной актрисы ЗОИ ФЁДОРОВОЙ. Её насильственная смерть в 1981 году повергла всех в шок, и до сих пор заставляет разбираться и строить догадки (свидетельство тому телесериал «Зоя», показанный по Первому телеканалу). Актриса была любимицей целого поколения. Её безмерно любили, за образы созданные в первых советских кинофильмах. И за то, что прожила неординарную личную жизнь-одна из первых позволила себе влюбиться в иностранца. И потому что ее смерть до сих пор окутана завесой тайны. Но обо всем по-порядку. Родилась Зоя Алексеевна в конце декабря 1909 года. И в конце 30-х прошлого столетия светленькая, круглолицая, с вздернутым носиком, очаровательная Зоя Фёдорова стала одной из самых популярных кинозвезд того времени. Известность актрисе принесла роль медсестры Зои в кинофильме «Подруги». Ковровая дорожка успеха стала расстилаться перед ее ногами, т.к. каждая новая роль приносила и укрепляла зрительское признание. Она создавала образы своих современниц - обаятельных, непосредственных, лукавых, озорных, смелых строительниц новой жизни. К ее ногам сыпались Сталинские (ныне Государственные) премии Советского Союза. То есть и руководящие органы признавали ее заслуги перед отечественным кинематографом, посему она трижды и становилась лауреатом самой высокой премии страны.
Спойлер
Но… Дальше следует остановка и в биографии актрисы, и в киносправочниках, повествующих о ней. Существует очень много версий и интерпретаций, связанных с этой жизненной и творческой паузой в 8 лет. Я расскажу свою - ту, которую слышала из уст самой Зои Алексеевны. В юности я работала на Ростовской студии кинохроники. Однажды, режиссер Сергей Стародубцев предложил руководству киностудии снять художественный (!) рекламный киноролик. Хочу довести до сведения тех, кто нынче нападает на рекламу, что она была и 50 лет назад, правда, не в таких объемах. Идею поддержали. На главные роли пригласили двух ростовских артистов Галину Иванову и Георгия Мартиросяна (ныне столичную знаменитость), и… заслуженную артистку РСФСР Зою Фёдорову! Зоя Фёдорова. Фото Ю. Щербакова. Сюжет ролика был более чем прост. В сельской местности должна состояться свадьба. Главная героиня (Фёдорова) выдает замуж свою дочку. Идут последние приготовления к приему гостей, т.к. молодые поехали уже в загс. Но в самый неподходящий момент появляется… козёл, который стягивает со стола скатерть и соответственно всё, что на ней уже выставлено. А именно, разбивает посуду. Все в шоке, кроме хозяйки, - она вспоминает о сельском прокатном пункте - бежит туда и… когда появляются молодожены, то на столах стоит еще более красивая и новая посуда! На киностудии к съемкам готовились особо тщательно. Ведь приезжала легенда советского кинематографа (тогда её ещё называли «передовая ударница советского экрана»), а посему уж очень не хотелось выглядеть перед ней «первоклашками»… Когда же она приехала, то внесла в творческо-производственный процесс только радушие, легкость и поделилась высокопрофессиональными советами, в которых так все нуждались. Единственный «каприз», который позволила себе кинозвезда - это была просьба поменять местами новобрачных. Облик и стиль Георгия Мартиросяна ей так понравились, что она предложила: «Пусть лучше у меня будет сын!» А так как данная «перестановка» в киносценарии ничего не меняла, то режиссер-постановщик моментально согласился. Снимали быстро, легко и самозабвенно. Вечерами нам, конечно, не хотелось расставаться с Зоей Алексеевной, и мы, под разными предлогами - вкусно покормить, показать достопримечательности города и т.д. приглашали ее в гости или приходили сами. И главное - уж очень хотелось всем узнать, что стоит за прочерком в биографии знаменитой актрисы с 1944 по 1956 годы. И вот, что она сама поведала. В молодости, когда слава, в полном смысле слова, свалилась на нее, от поклонников самого разного ранга не было покоя. Но судьба распорядилась так, что она познакомилась с сотрудником морского посольства США (в последствии адмиралом) Джексоном Роджером Тейтом. Влюбилась и была очень счастлива. Как, много позже, констатировала Фаина Раневская: «Тогда вдруг появилась вроде невиданная ранее мода - ходить на вечера и приемы в посольства союзников. Газеты даже трубили о боевом содружестве. Дружить с союзниками стало считаться чем-то вроде патриотического долга». Но на деле серьёзные связи такого рода необходимо было тщательно скрывать. Тот, кто не скрывал, мог сильно поплатиться. Однажды актриса получила приглашение в Кремль. На столь ответственное свидание Зоя Алексеевна надела вечерний туалет и в назначенное время ожидала в кабинете аудиенции. И каково было ее недоумение, когда в ней вышел сам Лаврентий Берия, но… в домашнем халате. Давая тем самым понять, зачем ее привезли в «святая святых» советского государства. Фёдорова, как могла корректно, выказала свое недоумение. На что, Лаврентий Павлович мило улыбнулся, попрощался и проводил до двери. В машине на заднем сидении Федорова увидела уникальный (по тем временам) букет, составленный из голубых роз! И она, забыв об инциденте, воскликнула слова восхищения, но тут же услышала комментарий водителя (человека, по тому времени абсолютно лишенного права голоса или малейшей реакции): «А это положишь себе на гроб!..» Когда она родила - ее арестовали за связь с иностранным шпионом. Получила, без суда и следствия, 25 лет лишения свободы. На допросе ей сказали: «Если бы сделала аборт, то мы простили бы, а поскольку еще и родила «врага народа», вот этого простить не можем». Дочь Викторию воспитывала старшая сестра Федоровой - Александра, которой помогала замечательная певица Лидия Русланова, к тому времени уже отсидевшая свой срок. Отца Вики выслали из СССР как «персону нон грата». И он очень долгое время ничего не знал о судьбе Зои Фёдоровой. Но он не отчаивался. Постоянно писал письма с запросами. Ему никто не отвечал. И только через 18 лет получил письмо такого содержания: «Оставьте Фёдорову в покое. У неё, помимо вашей дочери, есть другие дети и много забот». Из этой фразы он впервые узнал, что в России есть дочь. После чего он с большей настырностью стал разыскивать свою любимую, которая сохранила и вырастила ему дочь. Упорство увенчалось успехом. Они сначала списались, потом созвонились. И в тот момент, когда Зоя Алексеевна находилась в Ростове на съемках, решалась судьба её Вики. Та оформляла документы для поездки к отцу в США. Я была свидетельницей их разговоров, в которых Виктория (уже без страха, открытым текстом) говорила о том, что переживала. В 1975 году власти так просто еще никого не выпускали за кордон, поэтому строили всяческие препоны. Вика ежедневно рассказывала матери, что она… «не просто предательница Родины, но и алкоголичка, проститутка, воровка»… О том, что она уже была популярная актриса, снявшаяся в нескольких кинофильмах, в том числе «Двое», имевшем феерический успех, никто и не вспоминал. Несмотря ни на что, Вика выехала к отцу. В Америке влюбилась и вышла замуж. Осталась. Родила сына. И постоянно приглашала мать. Зоя Фёдорова с дочерью, зятем и внучкой. Зоя Алексеевна, после окончания наших съемок, поддерживала со мной дружеские взаимоотношения. Я частенько бывала в командировках в Москве. Актриса не раз приезжала в Ростов с программой «Товарищ кино». Поэтому, когда в декабре 1981 года я приехала в очередной раз в Москву, сразу позвонила ей. Долго не могла соединиться - то занято, а то, как будто телефонную трубку кто-то поднимал и молчал. И однажды я наобум, думая, что что-то произошло с аппаратом, прокричала: «Зоечка Алексеевна. Это я - ваша любимка-Наташа, что из Ростова». И вдруг в ответ услышала ее возглас - холодный, безотносительный и безапелляционный: «Зачем вы сюда звоните?..» И тут же - короткие гудки. Я была удивлена, поражена и шокирована. Даже обиделась. Но через пару дней услышала - Зою Фёдорову убили в собственном доме. Позже мне ее сестра рассказала о том, что перед смертью Зое Алексеевне часто звонили по телефону и угрожали. Поэтому она в дом никого не впускала. А таких, как я, Зоя Алексеевна ограждала от лишних неприятностей, т.к. была уверена, что домашний телефон прослушивался. Но, несмотря на это, в момент убийства на столе стояли две чашки, из которых пили кофе. Зоя Алексеевна отвернулась к книжной полке. В неё стреляли в упор… Наталия ПЕРМИНОВА.
Ирина
17 марта 2019
+10
0
16 комментариев
зоя фёдорова, звезда советского кино, актриса советского кино
|
Зинаида Райх. Этому роману суждено было стать одним из самых громких, скандальных, трагичных в истории русской культуры. Талантливый поэт, известный режиссер – и между ними женщина, которую они любили. Сергей Есенин, Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд – имена, навсегда завязанные в узел своей любовью и смертью… Зинаида Райх. Все началось в Петрограде в конце весны 1917 года. Начинающий, но быстро входящий в моду поэт Сергей Есенин зачастил в редакцию левоэсеровской газеты «Голос народа». Никакой особой необходимости в этом не было – просто в приемной газеты сидела невероятно красивая девушка Зиночка. Зина Райх. У нее правильные черты лица, глубокие черные глаза и темные волосы, она заразительно смеется и с охотой принимает его ухаживания. Если это и не была любовь с первого взгляда, то со второго-то уж точно. Хотя Зина и Сергей были почти ровесниками, между ними было мало общего: Есенин – из рязанских крестьян, хваткий парень, успешно прячущий свою вековую крестьянскую сметку под маской деревенского простачка. Он приехал из Москвы в Петроград, чтобы завоевать его своими стихами, и преуспел в этом буквально за несколько недель. За его плечами был недолгий брак – правда, гражданский – с Анной Изрядновой и рождение сына Юрия… Зинаида Райх с отцом 1917 год.
Спойлер
А она была дочерью обрусевшего немца Августа Райха, принявшего под именем Николая Андреевича православие ради брака с любимой женщиной, Анной Ивановной, из обедневших дворян. Август и Анна повстречались в поезде по дороге в Одессу – а приехав туда, сразу же обвенчались. Николай Райх, механик высокой квалификации, еще до женитьбы имел богатый опыт политической деятельности как член партии социал-демократов, дважды был в ссылке. Его дочь унаследовала это увлечение революционными идеями и за свои «неблагонадежные интересы» даже была исключена из гимназии. Закончила гимназию Зина в Бендерах, куда Николая Райха выслали под надзор полиции. А уже в 19 лет она вступила в партию эсеров – правда, в основном она занималась пропагандой. В ней с детства была сильна тяга к лидерству, неприятие навязанных кем-то норм – в своей чопорной гимназии она спускалась вниз не иначе, как съехав по перилам. В 1914 году Зина поступила на Высшие петроградские женские историко-литературные и юридические курсы. Начавшийся в начале лета роман с Есениным был не первый в ее жизни, но это была первая, страстная, всеобъемлющая ее любовь… В июле Есенин вместе с вологодским поэтом Алексеем Ганиным и Зиной Райх отправились в путешествие на Север – Есенин бегал от призыва, а Райх не смогла с ним расстаться. Во время этой поездки, 4 августа 1917 года, они обвенчались – в маленькой церкви Кирика и Улиты под Вологдой. Свадьба была словно ненастоящей, но любовь молодых людей была видна всем. По возвращении в Петроград молодые поселились на Литейном проспекте. Зина создала для них уютный и гостеприимный дом, а из Сергея получился на удивление хороший муж – нежный, заботливый… А потом грянул октябрьский переворот. Зинаида Райх. Зина была беременна и от греха подальше уехала рожать в Орел, где к тому времени осели ее родители. Там 29 мая 1918 года родилась дочь, которую в честь матери Сергея назвали Татьяной. Отец очень любил ее – белокурую, голубоглазую, так похожую на него самого… Но любил издалека. Зинаида с дочкой еще год жили в Орле. Сергей Есенин. К этому времени Есенин уже перебрался в Москву. Тут он после непродолжительной дружбы с поэтами Пролеткульта примкнул к имажинистам. Вместе с Анатолием Мариенгофом – другом и соратником – они пытаются как-то заработать, а пока вынуждены спать в одной постели в крохотной комнатке в Богословском переулке. Потом дело как-то наладилось – они завели книжную лавочку на Большой Никитской, а затем «Стойло Пегаса» на Тверской. Зину в Москву не зовут: Есенин уже давно начал уставать от нее; долгие серьезные отношения, как оказалось, не для него… Ее наезды в гости только раздражают и его, и его друзей, которым Зина категорически не нравится. Мариенгоф так описывает ее в то время: «Это дебелая еврейская дама. Щедрая природа одарила ее чувственными губами на лице круглом, как тарелка…» А Вадим Шершеневич, еще один имажинист, едко каламбурил: «Ах, как мне надоело смотреть на райхитичные ноги!» В начале 1919 года Райх приехала в Москву – теперь вместе с дочкой, познакомить Танюшку с отцом. Есенин с радостью принял дочь… а потом попросил Мариенгофа, как ближайшего друга, помочь ему сплавить жену обратно в Орел. Он уже пытался объяснить Зине, что любовь прошла, но та была уверена, что Есенин ее любит, и наотрез отказывалась уходить. Мариенгоф по просьбе Есенина пришел к Райх и заявил ей, что у Сергея давно другая женщина, у которой тот в данный момент и находится… Сам Есенин в это время нервно вышагивал по Тверскому бульвару, ожидая исхода разговора. Райх все поняла правильно: она собрала вещи и уехала. Уже после их разрыва, в феврале 1920-го, у нее родится сын. Позвонила Есенину, спросила: как назвать? Тот долго думал, стараясь выбрать какое-нибудь «нелитературное» имя, и потом сказал – назови Константином. После крещения спохватился – Константином звали сильно не любимого Есениным Бальмонта, но дело было уже сделано. Сына он увидел только через несколько месяцев, случайно: в Ростове встретились поезда, в одном из которых Есенин с Мариенгофом возвращались из Ташкента, а в другом Райх везла больного Костю в Кисловодск. Есенин взглянул на сына и выскочил из вагона, недовольно бормоча: «Есенины черными не бывают!» Ее поезд еще три месяца полз до места назначения. Сына Зинаида выходила, но по дороге она сама заболела тифом; из-за отравления мозга сыпнотифозным ядом она сошла с ума и оказалась в сумасшедшем доме. Когда Райх вышла оттуда, от прежней легкой, очаровательной, смешливой девчонки не осталось и следа – теперь она стала жесткой, хваткой, готовой на все… Зинаида Райх. Зинаида пытается встать на ноги: устраивается на работу в Наркомпрос инспектором подотдела народных домов, музеев и клубов. Вместе с нею работала Муся Бабанова, которая была увлечена театром. Муся занималась в студии Федора Комиссаржевского, а после его отъезда за границу – у знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. Однажды она попросила Всеволода Эмильевича посмотреть ее подругу, Зиночку Райх. И у Зины началась совсем другая жизнь… Мейерхольд взял Зину в свою студию; больше того – он сразу же влюбился в нее, несмотря на двадцать лет разницы в возрасте. Он бросил к ее ногам всю свою жизнь, все свое будущее, а прошлое пришлось выбросить и забыть – потому что там еще не было Зиночки. Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд. Мейерхольд всегда, в любой своей страсти шел до конца. В 21 год он, полный искренней веры, сменил вероисповедание и из лютеранина Карла Теодора Казимира Мейергольда превратился во Всеволода Эмильевича – Всеволодом звали обожаемого им писателя Гаршина – Мейерхольда. Он учился на юридическом факультете Московского университета, затем – на драматических курсах. Играл в Московском Художественном театре и мотался по провинциальным театрам в качестве режиссера. Его громадный талант признавали даже враги. Премьера «Маскарада» Лермонтова в Александрийском театре в день октябрьского переворота символизировала конец старой России. При новой власти его репутация человека, свергающего устои, вознесла его над всеми. У него была Ольга Михайловна Мунт, с которой они познакомились еще детьми – в Пензе, где у Эмиля Мейергольда, чистокровного немца и подданного Германии, был водочный завод. Они поженились, как только Мейерхольд закончил университет, она была рядом с ним во все тяжелые времена, у них росли три дочери. Но ничего не смогло помешать Мейерхольду и Райх быть вместе. Однажды Всеволод Эмильевич, панически боявшийся всяких острых разговоров, прислал жене телеграмму: приезжаю с новой женой и прошу освободить квартиру… И вскоре уже жил на Новинском бульваре вместе с Райх. Зинаида Райх с детьми. Он усыновил ее детей и даже взял ее фамилию: отныне он подписывался как Мейерхольд-Райх. Ольга Михайловна прокляла их обоих. Она очень тяжело переживала разрыв с человеком, вместе с которым прожила четверть века. Но в глубине души она понимала: Зинаида стала для него воплощением всего того, что завораживало Мейерхольда в это время: революционной стихии, буйства молодости, внутренней силы, и поделать с этим ничего нельзя… Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд. Мейерхольд подарил Зинаиде новую жизнь. Он перевез в Москву ее родителей, окружил детей любовью и заботой. Вскоре все они переехали в новую квартиру в Брюсовом переулке, где Зинаида немедленно устроила салон для московской культурной элиты. Благодаря браку с Мейерхольдом Райх стала одной из первых дам столицы. Муж дал ей все, чего не смог и не захотел дать ей Есенин, – любовь, заботу, достаток, стабильность… Они бывают на посольских приемах, в самых роскошных ресторанах и во всех домах театральной и литературной Москвы. У Райх появляются модные туалеты из Парижа и Вены, дорогие шубы и французские духи, стоившие тогда в нищей Москве целое состояние, у ее детей – лучшие игрушки, учителя, врачи… Но в 1923 году в Россию из заграничной поездки с Айседорой Дункан вернулся Есенин. То, что его бывшая жена стала счастливой супругой известнейшего режиссера, стало для него сильным потрясением. И Есенин снова двинулся в атаку на уже однажды завоеванную, но брошенную крепость. Он начал приходить к детям – кричал, стоя под окнами, чтобы ему их показали; пьяный, звонил в дверь до тех пор, пока детей не будили и не выводили к нему. Единственный, кто мог справиться с Есениным в буйном хмелю, был, как ни странно, Мейерхольд. А потом Есенин начал встречаться с Зинаидой наедине. Встречи происходили на квартире у ее подруги Зинаиды Гейман. Мейерхольд узнал об этом – и каких трудов стоило ему не устроить сцену Зинаиде или Сергею, не знает никто. Он ведь безумно ревновал ее, а к Есенину особенно. Но Мейерхольд нашел в себе силы только заметить Гейман: «Я знаю, что вы помогаете Зинаиде встречаться с Есениным. Прошу вас, прекратите это: они снова сойдутся, и она будет несчастна…» Встречи прекратились. А в декабре 1925 года стало известно, что Есенин покончил с собой. У Райх от этого известия случился нервный срыв. Мейерхольд лично отпаивал ее лекарствами, успокаивал, утешал, сопровождал на похоронах… Мать Есенина крикнула ей: «Это ты виновата!» А Зинаида чуть не кинулась к Сергею в не засыпанную еще могилу – ее еле удержали… Приступы сумасшествия в результате сыпнотифозного отравления сопровождают потом больную всю ее жизнь. Мейерхольд это прекрасно знал: в молодости он интересовался физиологией мозга, а готовясь к роли Треплева в чеховской «Чайке», сам довел себя до помешательства и еле смог выйти из этого состояния. Он понимал, что Зинаиду следует занять чем-нибудь, что отвлечет ее от реальности. И он решил сделать из своей жены актрису, чтобы она, проживая на сцене одну за другой чужие жизни, могла безбоязненно возвращаться в свою. Зинаида Райх в спектакле "Командарм-2". 1929 год. Райх плохо подходила для театра Мейерхольда: его актеры имели прекрасную гимнастическую подготовку, умели петь и танцевать, а Райх была неповоротлива, грузна, кривонога и двигаться на сцене не умела вовсе. Но это Мейерхольда не остановило. Он стал использовать то, чем Райх могла гордиться, – ее красоту, выразительные глаза, глубокий голос, повышенную эмоциональность. После первой ее роли – Аксюши в «Лесе» Островского – критика была уверена в ее бездарности. Игорь Ильинский, сам актер Мейерхольда, писал: «Ее сценическая беспомощность и, попросту говоря, неуклюжесть были слишком очевидны». Зато когда в 1925 году был поставлен гоголевский «Ревизор», где Райх в роли Анны Андреевны выступала в дуэте с любимицей Москвы, гениально одаренной Марией Бабановой – той самой, благодаря которой Зинаида попала к Мейерхольду, – ситуация уже кардинально изменилась. Тот же Ильинский признавал: «Многому она успела научиться у Всеволода Эмильевича и, во всяком случае, стала актрисой не хуже многих других». Критик Константин Рудницкий писал: «Какие нюансы! Все сцены с дочерью неподражаемы по утонченности шаржа… Мечтал ли когда-нибудь Гоголь видеть такую Анну Андреевну!» А гениальный Михаил Чехов после просмотра обратился к Райх: «Я все еще хожу под впечатлением, полученным мною от «Ревизора»… и от двух исполнителей: от Вас и от чудесного Гарина… Поражает меня Ваша легкость в исполнении трудных заданий. А легкость – первый признак настоящего творчества». А после «Дамы с камелиями» Александра Дюма-сына – последней громкой премьеры Райх – музыкант Николай Выгодский писал: «… на слова ее игру не переложить: в ней была духовная, мелодическая сила, излучающая особый свет». Зинаида Райх в роли Анны Андреевны с Эрастом Гариным (Хлестаков) в спектакле по пьесе Н. В. Гоголя "Ревизор". Мейерхольд сумел максимально использовать все достоинства Зинаиды Райх и скрыть ее недостатки. Зная, что она не способна двигаться, он усаживал ее посередине сцены и организовывал все действие вокруг нее, делая ее центром своих постановок. Критика восторгалась ее криком, выразительностью и масштабностью ее героинь. А по Москве судачили, что Мейерхольд избавляет свою жену от возможных конкурентов: из его театра ушли Игорь Ильинский, Сергей Эйзенштейн… Эраст Гарин, преданный сторонник, любимый ученик и ближайший друг Мейерхольда, был вынужден уйти после того, как Райх поссорилась с его женой Хесей Локшиной. Зинаида Райх в спектакле "Баня". 1930 год. Марию Бабанову Райх буквально выжила из театра – ее хрустальный талант затмевал Райх в глазах публики. После одного случая уволили Николая Охлопкова. Однажды Мейерхольд сообщил труппе, что собирается ставить «Гамлета». Охлопков, не удержавшись, спросил – а кто в главной роли? Мейерхольд ответил: «Конечно, Зинаида Райх». На это Охлопков, всегда несдержанный на язык, ответил: «Ну если Райх – Гамлет, то я – Офелия!» Такого «издевательства» над обожаемой женой Мейерхольд не потерпел… И Мейерхольд, и Райх умели наживать себе врагов. Но если в двадцатых годах они могли себе это позволить, то в тридцатых это становилось уже опасным. Сгущающиеся тучи они – люди, до предела эмоциональные, – чувствовали оба, и у обоих начали сдавать нервы. Райх устраивала истерики, даже публичные, – известен случай, когда она кричала на кремлевском приеме на самого «всероссийского старосту» Михаила Калинина: «Все знают, что ты бабник!» В середине тридцатых у нее было несколько нервных срывов, с которыми с трудом удавалось справиться. А Мейерхольд постепенно терял расположение властей – его начали поругивать в прессе, единственному из деятелей культуры его ранга не дали звания народного артиста СССР. Затем отстранили от строительства здания его собственного будущего театра… Ему начали всюду мерещиться угрозы, покушения на его жизнь… Однажды, когда он шел по улице, от выхлопа двигателя за спиной Мейерхольд в ужасе шарахнулся в подворотню: «Это они наняли администратора театра, чтобы он меня застрелил!» В 1937 году запретили два готовых спектакля, а в январе 1938-го года его театр был закрыт. Зинаида Райх в роли Маргариты Готье в спектакле "Дама с камелиями" по произведению А. Дюма-сына. После последнего представления – «Дама с камелиями» Дюма-сына – Райх потеряла сознание; за кулисы ее унесли на руках. Ей казалось, что все, чего она боялась в жизни и чего ей так долго удавалось избежать, наконец настигло ее… Мейерхольда поначалу приютил в своей студии Станиславский; но в августе 1938-го он скончался, и Мейерхольд снова остался не у дел. Зинаида Райх. Зинаидой овладело безумие. Первый приступ случился в Ленинграде. Она буйствовала, в припадках кричала, что пища отравлена, запрещала подходить к окну – потому что «они» могут стоять напротив и выстрелить; ночью, опасаясь возможного взрыва, в одном нижнем белье рвалась выбежать на улицу… Буйная стадия прошла довольно быстро, но психическое состояние ее все еще оставляло желать лучшего. Зинаида отправила Сталину поразительно наивное и резкое письмо, где писала, что вождь – в отличие от Мейерхольда – ничего не понимает в искусстве. Как потом оказалось, это письмо невероятно повредило опальному режиссеру. Райх во всеуслышание заявляла, что ее мужей травят: сначала загубили Есенина, теперь хотят загубить Мейерхольда… А в 1939 году она просто впала в буйное помешательство. Снова Мейерхольд лично выхаживал заболевшую жену… И однажды безумие прошло, словно его и не было… Как оказалось, это было последнее счастливое событие в жизни Мейерхольда. Его арестовали 20 июня 1939 года в Ленинграде, когда он уехал после Всесоюзной режиссерской конференции и где остановился в своей бывшей квартире, у первой жены – Ольги Михайловны Мунт. В это же время в Москве был учинен обыск. Он был обвинен в связях с иностранными разведками… После долгих пыток и избиений он подписал обвинительные признания. Сталин никогда не мог ему простить, что в 1923 г. он поставил спектакль «Земля дыбом», посвятив его Троцкому. Одной из версий обвинения Мейерхольда, которую активно обсуждали в московских и питерских гостиных, была следующая: Мейерхольда будто бы задержали при попытке сесть в самолет, чтобы нелегально покинуть страну. Нелепость версии заметила Ахматова: «Что же, они думают, он собрался бежать из Советского Союза без Райх? Невозможно!» После ареста Мейерхольда Зинаида перебралась на дачу в Балашиху – когда-то она купила ее на деньги, полученные за издание собрания сочинений Есенина. Вскоре к ней переехали Константин и Татьяна с полугодовалым сыном. Жить на прежней квартире, где все напоминало о еще недавно счастливой жизни, было невозможно. Но за свое счастье Райх боролась как могла – вместе с Ольгой Мунт она собирала документы, которые могли помочь Мейерхольду, обивала пороги, ходила по влиятельным знакомым, сидела в приемных… Однажды Зинаида Николаевна приехала в Москву, а на ночь пришла к себе на квартиру в Брюсов переулок. С нею была дочь; Райх уговаривала ее остаться, но та спешила в Балашиху, к мужу и ребенку. А на следующий день – 15 июля 1939 года – Зинаиду Райх обнаружили в луже крови. Ее домработница с проломленной головой лежала в коридоре. Райх нанесли 8 ножевых ран; она умерла по дороге в больницу. Из квартиры ничего не пропало. Было видно, что Райх перед смертью защищалась как могла. Но на крики, доносившиеся из квартиры, никто не вышел – соседи знали о приступах Райх и не реагировали. Николай Райх позвонил Москвину – другу юности Мейерхольда, депутату Верховного Совета, – прося помочь с похоронами дочери. Тот ответил: «Общественность отказывается хоронить вашу дочь». На церемонию на Ваганьковском пришло очень мало народу. Как вспоминала Татьяна Есенина, у ворот стояли незаметные люди в штатском и никого не пускали. Несмотря на это, не боясь никого, в квартиру пришла положить цветы знаменитая балерина Большого театра Екатерина Васильевна Гельцер. Из деятелей искусств больше никто не рискнул переступить порог. Зинаида Райх. В смерти Райх пытались обвинить ее зятя, мужа Татьяны Есениной, но доказать ничего не смогли. Тем не менее он год провел в тюрьме; его брат просидел несколько лет. Татьяну и Сергея сразу после похорон выселили на улицу. Правда, им чудом удалось вывезти уже опечатанный архив Мейерхольда. Квартиру поделили пополам, и туда вселились шофер и секретарша Берии… Всеволод Мейерхольд был расстрелян 2 февраля 1940 года. Вместе с ним был расстрелян журналист Михаил Кольцов. Много лет ни о Мейерхольде, ни о Есенине, ни о Зинаиде Райх говорить не полагалось. Но их имена навсегда остались в истории культуры России. Виталий Яковлевич Вульф.
Ирина
5 февраля 2019
+10
0
18 комментариев
театральная актриса, советская актриса, память, история, зинаида райх
|
«Монах и бес» — российский трагикомедийный художественный фильм режиссёра Николая Досталя, снятый в 2016 году по сценарию Юрия Арабова. Премьера картины состоялась в июне 2016 года на Московском международном кинофестивале. В прокат фильм вышел 8 сентября 2016 года. Фильм снят на стыке жанров: это фантастическая трагикомедия с элементами мистики в духе произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова. События разворачиваются в России в царствование Николая I. В мужском монастыре появляется новый подозрительный насельник Иван, Семёнов сын, совершающий чудеса. Настоятель монастыря с трудом сдерживает Ивана, сомневаясь в божественной природе его способностей. По ходу повествования зритель узнаёт, что Иван искушаем бесом по имени Легион. Иван обещает «поклониться» Легиону и отдать ему свою душу, если тот доставит его на Святую Землю. Легион соглашается и по воздуху переносит Ивана в Иерусалим несмотря на то, что бесам находиться в Святом городе не положено и с трудом переносимо. Иван видит, что на городском рынке активно «торгуют Христом» — сувенирами, выдаваемыми за настоящие реликвии: там продают гвозди и доски «с Креста Господня», терновые венцы и другие подделки. Иван в ярости переворачивает прилавки, пытаясь «изгнать торговцев», как когда-то сделал Спаситель. Однако его жестоко избивают, и только чёрная магия Легиона исцеляет его и спасает ему жизнь. Иван отправляется поклониться Гробу Господню и насильно увлекает за собой Легиона. После этого бес очеловечивается, теряет магическую силу и едва не погибает. Вдвоём возвращаются они в Россию. Дома их принимают за бродяг, секут плетьми и бросают в тюрьму, где Иван умирает. Легион, окончательно уверовав, приходит в тот самый монастырь, где началась история, чтобы стать очередным послушником. Игумен принимает его, несмотря на сомнения монастырского писаря. |