г.Санкт-Петербург. Ростральные колонны на Васильевском острове. В 1733 году с Березового на Васильевский остров Петербурга переместили порт. Здесь, на Стрелке Васильевского острова, построили здания Биржи, Таможни, пакгаузы и другие портовые сооружения, а в конце 18 столетия сюда уже причаливало более тысячи судов в год. Обычай возводить триумфальные колонны в честь морских побед пришел к нам из Древнего Рима, где их украшали рострами (носами) повергнутых вражеских кораблей. В Северной столице Ростральные колонны соорудили в 1810 году по проекту Жана Франсуа Тома де Томона.
Спойлер
Высота их достигает 32 метров, а на верхние площадки, где расположены треножники для подачи сигнальных огней (некогда колонны служили маяками), ведут внутренние винтовые лестницы. Интересно, что раньше в находящихся на самом верху жаровнях жгли конопляное масло, которое разбрызгивалось во все стороны и падало на голову всякого, кто проходил мимо Ростральных колонн. Правда, в 1896 году к изваяниям подвели электричество, но из-за большого расхода его использовали совсем недолго. Лишь в 1957 году, к 250-летию Петербурга (юбилей города отпраздновали с опозданием), колонны газифицировали, и в мощных горелках зажглись 7-метровые факелы. Сейчас огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особых, торжественных, случаях. Первоначальный проект декорирования Триумфальных колонн предполагал отлив всех скульптурных композиций из бронзы, но из-за сложности этой работы статуи пришлось выполнить из пудостского известняка, который добывался неподалеку, в каменоломнях под Северной столицей. Этот материал был выбран неслучайно: сразу после извлечения из карьера он легко поддается обработке, его даже можно резать ножом, а затем быстро затвердевает на открытом воздухе. Над изваянием фигур трудились французские мастера Тибо и Камберлен, украсившие колонны божествами коммерции и моря. К сожалению, пудостский известняк очень подвержен влиянию перепадов температуры, промышленных выбросов, атмосферных осадков и сырого климата, поэтому высеченные из него скульптуры неоднократно реставрировались, что привело к плачевным последствиям. Еще в 1928 году И. Крестовский, специалист в сфере монументально-декоративной скульптуры, писал, что «к моменту реставрации фигуры оказались окрашенными масляной краской… каждый раз новым цветом». Кроме этого, за прошедшие годы памятники успели измазать цементом, гипсом и штукатуркой не только в местах, где были обнаружены поломки, но и там, где их не было. К сожалению, во время поспешных реставраций в камень вбивали гвозди и железные штыри, чтобы провести цементные доделки, а разрушенные части заменяли новыми, вырубленными из другой породы камня или выполненными из цемента, а затем все снова покрывалось краской. Долгие годы Ростральные колонны находились в плачевном состоянии, пока наконец-то в 1997-98 годах они не были отреставрированы сотрудниками Эрмитажа. Тогда изваяния были очищены от сажистых загрязнений, биопоражений и следов предыдущих доделок, которые только способствовали разрушению скульптур, а на поврежденные места были установлены точные копии утерянных частей, выполненные из пудостского известняка. Так символ морского величия Санкт-Петербурга был спасен.