С ночь с 13 на 14 января народ повторно праздновал приход Нового года, канун которого именовали Васильевым вечером в честь покровителя свиноводов – Василия Святого. В этот день обычно зарезали свинью, из мяса которой готовили бесчисленное множество сытных блюд, так как именно свинья у предков выступала символом плодовитости скота и семейного благополучия. Помимо вышеупомянутого имени, этот день в народе часто величали как "Щедрый вечер" или "Овсень".
Святитель Василий считается покровителям свиней, а также хранителем садов от червей. Поэтому 14 января крестьяне ещё называли свиным праздником. На каждом столе стояло ритуальное блюдо – «кесаретский поросенок». Названо блюдо в честь Святого Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской, которого в народе прозвали Кесаретским.
Полугодовалого поросёнка зажаривали целиком, несмотря на его размеры.
Спойлер
Блюдо символизировало полноту и достаток крестьянского дома. Обряд съедания поросёнка, кутьи и других ритуальных блюд являлся магическим действием, направленным на вызывания урожая, плодовитости скота, благополучия и изобилия в хозяйстве.
Прежде чем сесть за стол, зажигали свечу перед иконой и молились Святому Василию. На стол в форме креста насыпали семена разных зерен. Семена покрывали скатертью и садились ужинать. Первым подавали борщ, а после него свинину. Одного из маленьких детей садили под стол, чтобы хрюкал.
В Васильев день односельчане могли зайти в любую хату, где на столе стоял поросёнок и отведать его. За это они давали денег хозяину, кто сколько сможет. Утром 15 января деньги относили в церковь. Считалось большим грехом не пожертвовать служителям церкви денег или свинины.
Накануне Васильева дня в Щедрый вечер было принято ходить по домам с пожеланиями благополучия и поздравлениями, при этом совершали древние обряды обсевания или посевания.
Хозяйки в этот день пекли печенье по форме напоминающие домашнюю скотину или птицу. У многих на столе стояли блюда из свинины.
Как и на Сочельник и Рождество, так и на этот праздник первым блюдом, которое необходимо отведать — это кутья. Традиционно она готовилась из гречихи и ячменя, но сегодня чаще используется очищенный рис с добавлением самых разных сухофруктов, орехов, винограда и меда. Чем богаче начинка, тем лучше. Все дело в том, что каждый продукт несет сакральное значение: орехи символизируют здоровье, изюм – долголетие, зерно – начало новой жизни, мед – хорошие новости, мак – достаток.
В отличие от рождественской новогоднюю кутью следует хорошо сдабривают маслом, жиром или салом. Оттого и повелось его называть Щедрый вечер или Щедрая кутья. Готовили хозяйки кутью с особенным трепетом, если же она не получалась, то ее выбрасывали в реку, чтобы она забрала все беды.
Даже ритуал специальный существовал для приготовления кутьи. Вся семья вставала в два часа ночи, женщина шла за крупой, а мужчина за водой. Но пока печь не истопится, к продуктам даже не прикасались. Самая старшая женщина в доме брала кашу и, приговаривая заговор, растирала ее. С сосудом женщина подходила к каждому члену семьи и поклонялась, а потом ставила ее в печь. О несчастье говорило то, что лопнул горшок или каша не помещается в горшок. А хорошее сулит цвет каши — он должен быть красным.
Трапеза должна была быть богатой, ведь яств должно хватить на всех, кто решит зайти в гости к хозяевам на праздник.
Утром каждый член семьи старался встать раньше других и пойти к колодцу, роднику или реке, набрать воды и умыться ей. Считалось, что кто это сделает, тот весь год будет здоровым и бодрым. Белорусы для новогоднего умывания в воду клали серебряные, медные или золотые монетки.
14 января: приметы и поверья. На Васильев день деньги занимать нельзя, иначе весь год в долгах будешь. 14 января нужно порадовать себя обновкой, тогда весь год будешь в обновках ходить. Ругаться и злословить нельзя, ведь как встретишь Новый год, так его и проведешь. Желание, загаданное в ночь с 13 на 14 января, обязательно сбудется. Если в этот день идет дождь, то на Пасху будет снег. Гололёд на дорогах – к урожаю. Растущая луна – к полноводью весной.