.Санкт-Петербург. Памятник Петру I у Михайловского замка. Перед главным фасадом Михайловского замка в 1800 году, по указу императора Павла I был установлен монумент Петру I.
Спойлер
Создание памятника Петру было главным делом, для которого скульптор и архитектор Б.-К.Растрелли, работавший в Риме и Париже, был приглашен в Россию еще в 1716 году. Он приехал в Петербург вместе со своим сыном Ф.Б.Растрелли (в будущем известный архитектор). Растрелли было велено исполнить два изображения Петра I - на коне и пешего. С 1716 по 1720 годы он представил эскизы и модели конного памятника с множеством аллегорических фигур в традициях барокко – решение , от которого скульптор позже категорически отказался. В процессе работы над конным монументом родился бюст государя ( бронза ГЭ, повторение в чугуне – 1810, ГРМ). Для изготовления бюста велась работа с натуры. Именно Растрелли познакомил Россию с широко известным в Европе способом ваяния - скульптурой из воска. В 1719 году он выполнил гипсовый слепок с восковой маски, снятой с живого Петра. Благодаря скульптору мы имеем иконографически, точное свидетельство того, как выглядел Петр I. Гипсовая маска была использована после смерти Петра для создания «восковой персоны», которая ныне хранится в Зимнем дворце Петра I. Смерть Петра оставила скульптора не у дел. К работе над памятником он обращается уже при Елизавете Петровне, отказавшись от прежнего барочного решения. В свои 68 лет Б.-К.Растрелли нашел творческие силы создать совершенно новый образ . Петр предстает в образе полководца, триумфатора в традициях лучших конных монументов эпохи античного Рима и европейского Возрождения. Судьба этого памятника была драматична. Б.К.Растрелли при жизни успел выполнить только модель памятника в натуральную величину. Отливку же производил его сын. После смерти Елизаветы Петровны о памятнике забыли и он кочевал по разным сараям, в том числе побывал и в сарае Таврического дворца. Екатерине II памятник не нравился и она подарила его своему фавориту Г.Потемкину. Лишь при Павле I монумент был установлен у Михайловского замка, где находится и по сей день. Пьедестал памятника спроектировал архитектор Ф.И.Волков. На гранях пьедестала рельефы, изображающие битвы при Гангуте и под Полтавой, которые создавались под руководством М.И. Козловского. А так же надпись: «Прадеду правнук». Памятник уникален он стал самым первым конным монументом в России, до Петровской поры в русском искусстве не существовало скульптуры, в ней усматривали связь с языческими истуканами.
Северный речной вокзал Московского речного пароходства расположен на берегу Химкинского водохранилища (Ленинградское шоссе, 51).
Спойлер
Северный речной вокзал был построен одновременно с Каналом имени Москвы ещё до заполнения Химкинского водохранилища в 1937 году (архитекторы А.М.Рухлядев, В.Ф.Кринский, скульптор И. С. Ефимов и др., художник Н.Я.Данько и др). Вокзал является памятником архитектуры и одним из символов Москвы — «порта пяти морей». Здание выполнено в форме огромного корабля. Наиболее характерные архитектурные элементы здания вокзала — высокий шпиль и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935—1937 годах находилась на Спасской башне Московского кремля. В башне имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако звезду за все годы опускали лишь несколько раз. Общая длина причалов вокзала — около полутора километров, из них примерно половина была построена в 1960-е годы.