Если у вас возникают какие-то проблемы с сайтом, используйте адрес http://photoclubs.ru Проблем быть не должно. 

Есть желание помочь сайту материально? Сделайте перевод на 4817760231077102 сбер.Любая сумма будет полезна.

Святитель Леонтий, Епископ Ростовский. Икона. Ростов Великий, начало XVI века.

Автор
Опубликовано: 2364 дня назад ( 4 июня 2018)
+1
Голосов: 1
Святитель Леонтий, Епископ Ростовский. Икона. Ростов Великий, начало XVI века.


Святитель Леонтий, Епископ Ростовский. Икона. Ростов Великий, начало XVI века.


Святитель Леонтий, Епископ Ростовский. Икона. Ростов Великий, начало XVI века.


Святитель Леонтий, Епископ Ростовский. Икона. Ростов Великий, начало XVI века.


Святитель Леонтий Ростовский родом был греком, уроженцем Константинополя, или же русским, уроженцем Киева или близлежащего города. Крещен был еще во младенчестве и с молодости начал постигать "научение книжное". Как сказано о нем, "российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть". Будущий святитель с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Вероятно, что монашество он принял в Константинополе, а оттуда прибыл в Киев, где вероятно стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители. Из этого монастыря он был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископа, "как первый престольник" из иноков печерских, не позднее 1051 года.
В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за Христианскую веру, так как Ростов, по смерти страстотерпца князя Бориса, долго не имел собственных удельных князей, и хотя в 1054 году, по смерти благоверного Ярослава Мудрого, Ростов достался в удел сыну Ярослава Всеволоду, тот жил во все время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве, сын же его Владимир Мономах молодые годы провел в делах ратных или около своего отца. Предыдущие Ростовские владыки - первый святитель Феодор и его преемник Иларион, - были с бесчестием изгнаны язычниками из города.
Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова (язычниками), святитель Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением духовенства. Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унес с собой в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей "видеша великого Леонтья . . . свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры (священники) и диаконы, их же бе поставил рукою своею."
Одновременно с вразумлением клириков, святитель Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским язычникам из многолюдного племени чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя Архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницей, сваренной с медом. Дети охотно шли к нему, принимали крещение, а вслед за ними крестились и некоторые родители.
С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей. Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских язычников, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. Испугавшееся духовенство стало молить архипастыря тайно скрыться. Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Пораженные мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мертвые, лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он исцелил их; по увещанию его, они приняли Святую Веру и крестились, и с того времени Церковь в Ростове стала расти. "Тогда начал отходить от нас мрак идольский, и воссиял свет благоверия," говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию.
О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы, но, вероятно, он скончался в мире. Кончина его относится либо к 1070, либо к 1073 году, а историк Е. Е. Голубинский считал, что святитель скончался около 1077 года.
Останки святителя Леонтия погребены были в соборном Успенском храме Ростова. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая (5 июня) 1164 года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия, а также гроб святителя Исаии. Обретенные мощи святого Леонтия переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. Когда было закончено строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились, и мощи святителя Леонтия перенесены были снова в церковь Иоанна Богослова, которая с того времени стала собором. Они пребывали в ней до 1231 года. В этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя.
У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (+ 1214), который написал и канон святителю Леонтию. При владыке Иоанне, в 1190 году, было впервые совершено в Ростове празднование дня памяти святого Леонтия 23 мая, в день обретения его мощей. Таким образом епископ Леонтий стал первым русским святителем, которому было установлено на Руси почитание.
До 1609 года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили золотую раку и драгоценную икону святителя, мощи были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. На прежнем месте мощей была помещена рака с иконой. В 1800 году усердием ростовских граждан была устроена серебряная рака святителю, украшенная затем бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году "Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземелье) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия".
Также в Ростовском Успенском соборе находилась небольшая икона Спаса Нерукотворного, древнего византийского письма. Народное предание почитает ее келейной иконой святого Леонтия. В древних рукописных житиях святителя описано много чудотворений.
В дошедшем до нас в двух рукописях поучении святителя Леонтия говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.
1017 просмотров
Комментарии (0)