Если у вас возникают какие-то проблемы с сайтом, используйте адрес http://photoclubs.ru Проблем быть не должно. 

Есть желание помочь сайту материально? Сделайте перевод на 4817760231077102 сбер.Любая сумма будет полезна.

+984 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.
Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.


Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.


Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.


Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.


Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.


Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.


Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.
Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.


Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.


Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.


Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.


Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.


Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.


Богоматерь Одигитрия. Икона. Крит, вторая половина XV века. Иконописец Андреас Рицос (?).
Богоматерь Одигитрия. Икона. Крит, вторая половина XV века. Иконописец Андреас Рицос (?).


Богоматерь Одигитрия. Икона. Крит, вторая половина XV века. Иконописец Андреас Рицос (?).


Одигитрия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь, Путеводительница) — один из наиболее распространённых в православной иконописи типов изображения Богоматери с Младенцем Христом. По преданию, первый образ Богоматери Одигитрии был написан Святым Апостолом и Евангелистом Лукой.
Богомладенец Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой рукой держит свиток. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
Беседа Христа с самарянкой. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Святой Горе Афон. Иконописец Мануил Панселин.
Беседа Христа с самарянкой. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Святой Горе Афон. Иконописец Мануил Панселин.


Беседа Христа с самарянкой. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Святой Горе Афон. Иконописец Мануил Панселин.


Беседа Христа с самарянкой. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Святой Горе Афон. Иконописец Мануил Панселин.


Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил мимо самарянского города, называемого Сихем. Перед городом с южной стороны был колодец, вырытый, по преданию, ветхозаветным праотцем Иаковом.
Иисус Христос, устав от пути, сел отдохнуть у колодца. Время было полуденное, и ученики Его пошли в город, чтобы купить там пищи.
В это время приходит к колодцу женщина-самарянка за водой. Иисус Христос сказал ей: "Дай Мне пить".
Эти слова Спасителя очень удивили самарянку. Она сказала: "Как это Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ведь иудеи с самарянами не сообщаются". (Иудеи обычно презирали самарян и старались не разговаривать с ними).
Господь сказал ей: "Если бы ты знала дар Божий (т. е. великую милость Божию, которую послал тебе Бог в этой встрече), и Кто говорит тебе: "Дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую".
Явление Ангела Господня в схиме Святому Преподобному Пахомию Великому.
Явление Ангела Господня в схиме Святому Преподобному Пахомию Великому.


Явление Ангела Господня в схиме Святому Преподобному Пахомию Великому.


Явление Ангела Господня в схиме Святому Преподобному Пахомию Великому. Иконописец Александр Деркачёв.



Явление Ангела Господня в схиме Святому Преподобному Пахомию Великому.


Явление Ангела Господня в схиме Святому Преподобному Пахомию Великому.


Явление Ангела Господня в схиме Святому Преподобному Пахомию Великому.


Явление Ангела Господня в схиме Святому Преподобному Пахомию Великому. Фреска монастыря Сливница, Македония. XVII век.



Преподобный Пахомий Великий, наряду со Святыми Антонием Великим, Макарием Великим и Евфимием Великим, является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей-язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.
Богоматерь Гликофилуса. Греческая икона. Лувр. Фрагмент.
Богоматерь Гликофилуса. Греческая икона. Лувр. Фрагмент.


Гликофилуса (греч. - Сладколобзающая) - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем: Младенец сидит на руке Богоматери, прижимаясь щекой к Ее щеке. В литературе известен под названием Елеусы (Умиления). С догматической точки зрения Гликофилуса прообразует Крестную Жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Самое ранее изображение такого типа относится к 650 г. (фреска в церкви Санта Мария Антиква). Получает широкое распространение в ХI-ХII вв. в связи с богословскими спорами о Крестной Жертве и некоторыми изменениями в православном Богослужении. К этому типу относятся такие широко почитаемые в России иконы, как Владимирская, Федоровская, Донская и др.

Источник текста: Е.В. Гладышева, Л.В. Нерсесян. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.
Преполовение Пятидесятницы.
Преполовение Пятидесятницы.


Преполовение Пятидесятницы. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Манасия (Ресава), Сербия. До 1418 года. Фрагмент.



Преполовение Пятидесятницы.


Преполовение Пятидесятницы.


Преполовение Пятидесятницы. Икона из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 года.



Преполовение Пятидесятницы - праздник Православной Церкви, середина (преполовение) 50-дневного срока (Пятидесятницы) между праздниками Пасхи и Троицы.
Празднуется в среду 4-й седмицы по Пасхе
Название праздника Церковь заимствовала из Евангелия, повествующего о том, как Господь Иисус Христос в возрасте 33 лет в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в храм и учил (Ин. 7, 14).
Иконография праздника отсылает к другому случаю, когда Христос пришёл в храм, также на праздник Кущей, в отрочестве (Лк. 2, 46). На иконе Господь изображен юношей, сидящим посреди внимающих Ему старцев.
Святитель Епифаний, Епископ Кипрский. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.
Святитель Епифаний, Епископ Кипрский. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Святитель Епифаний, епископ Кипрский, жил в IV веке. Он родился в Финикии, по происхождению был еврей. В молодости получил хорошее образование. Он обратился к христианской вере после того, как увидел одного монаха, по имени Лукиан, отдавшего нищему свою одежду. Пораженный милосердием монаха, Епифаний просил наставить его в христианстве. Он принял Крещение и удалился в монастырь, устроенный его наставником Лукианом. В монастыре он подвизался под руководством опытного старца Илариона, занимался перепиской греческих книг, преуспевая в иноческой жизни. Святой Епифаний за свои подвиги сподобился дара чудотворений, но, чтобы избежать людской славы, он удалился из обители в пустыню Спанидрион. Там его захватили разбойники и три месяца держали в плену. Своим словом о покаянии святой привел одного из шайки разбойников к святой вере в Истинного Бога. Когда святого подвижника отпустили, с ним ушел и разбойник. Святой Епифаний привел его в свой монастырь и крестил с именем Иоанн. С тех пор он стал верным учеником Святого Епифания и тщательно записывал жизнь и чудотворения своего наставника. Молва о праведной жизни Святого Епифания распространялась далеко за пределы обители. Святой вторично удалился в пустыню вместе с Иоанном. Но и в пустыню к нему стали приходить ученики. Так возникла новая обитель. Через некоторое время Святой Епифаний и Иоанн предприняли путешествие в Иерусалим для поклонения его святыням и оттуда возвратились в монастырь Спанидрион. Жители города Ликии послали к Святому Епифанию инока Полувия передать их просьбу занять епископский престол вместо умершего архипастыря. Однако прозорливый подвижник, узнав об этом намерении, желая избежать славы, тайно удалился в Пафийскую пустыню к великому подвижнику - Святому Илариону, под руководством которого он подвизался в молодые годы. Святые два месяца провели в совместных молитвах, а затем Иларион послал Святого Епифания в Саламин (город на Кипре). Там епископы собрались для избрания нового архиерея вместо недавно скончавшегося. Старейшему из них, епископу Паппию, Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Когда Епифания нашли, Святой Паппий ввел его в церковь, где по послушанию воле участников собора Епифаний должен был дать свое согласие. Так состоялось возведение на епископскую кафедру Саламина Святого Епифания около 367 года.
Святитель Герман, Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. Около 1295 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Святитель Герман, Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. Около 1295 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.


Святитель Герман I (+ 740), Патриарх Константинопольский (715 - 730), родился в Константинополе в VII веке. Отец его, один из первых сенаторов в Византии, был убит по приказу императора Константина Погоната (668-685), а мальчика Германа отдали в церковные клирики, где он глубоко изучил Священное Писание. За святость жизни Герман был поставлен епископом в город Кизик. Святитель Герман твердо встал на защиту Православной веры от еретиков-иконоборцев.
В 715 году он был поставлен Патриархом Константинопольским. Святитель Герман продолжал противостоять иконоборцам, возглавляемым императором-еретиком Львом III Исавром (717-741), однако силы были неравны, и в 730 году он вынужден был положить свой омофор в алтаре на престоле и оставить Первосвятительскую кафедру. Тогда разгневанный император, обличенный накануне Патриархом в ереси, послал воинов, которые подвергли святого побоям и изгнали из патриаршего дома. Святитель Герман был Патриархом 14 лет и 5 месяцев и удалился в монастырь, где провел оставшиеся дни своей жизни.
Скончался святой Патриарх Герман в 740 году, в возрасте 95-ти лет, и погребен в монастыре Хора в Константинополе. Впоследствии мощи его были перенесены во Францию.
На VII Вселенском Соборе (787 год) имя Патриарха Германа было вписано в диптих святых.
Святитель Герман известен как церковный писатель. Им написаны: "Созерцание предметов церковных или Толкование на Литургию" и произведение, посвященное объяснению трудных мест Священного Писания, а также сочинение о праведном воздаянии после смерти. По богатству исторических сведений важны его сочинения о ересях, возникавших с апостольских времен, и о церковных соборах, происходивших в царствование императора Льва-иконоборца ("Περί αιρέσεων και Συνόδων"). Сохранились также три послания Патриарха о почитании икон, которые читались на VII Вселенском Соборе ("Τρεις δογματικαί επιστολαί επί των εικονομάχων," к владыкам Иоанну Синадскому, Константину Накалийскому и Фоме Клавдиопольскому).
Другие сочинения его представляют собой гимны в похвалу святым, слова на праздники Введения во храм, Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы ("Οκτώ λόγοι") и на обновление храма в честь Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы ("Ομιλία").
Святые Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просветители славян.
Святые Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просветители славян.


Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (Фессалоники, Салоники, в Македонии). Они были детьми одного воеводы, по преданию, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, Святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.
Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, находившееся под властью Византии. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и всё мирское, он ушел в монахи на гору Олимп.