Православная иконопись.
Автор блога: | diomedes2 |
diomedes2
1 июня 2016
+1
1360
Нет комментариев
церковное искусство, христианство, причащение апостолов, православие, мозаика из михайлова златоверхого монастыря, евхаристия, древнерусская иконопись, домонгольская мозаика, вера
|
Гликофилуса (греч. - Сладколобзающая) - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем: Младенец сидит на руке Богоматери, прижимаясь щекой к Ее щеке. В литературе известен под названием Елеусы (Умиления). С догматической точки зрения Гликофилуса прообразует Крестную Жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Самое ранее изображение такого типа относится к 650 г. (фреска в церкви Санта Мария Антиква). Получает широкое распространение в ХI-ХII вв. в связи с богословскими спорами о Крестной Жертве и некоторыми изменениями в православном Богослужении. К этому типу относятся такие широко почитаемые в России иконы, как Владимирская, Федоровская, Донская и др. Источник текста: Е.В. Гладышева, Л.В. Нерсесян. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.
diomedes2
27 мая 2016
+1
1095
Нет комментариев
церковное искусство, христианство, православие, лики, икона, греческая иконопись, греческая икона, вера, богородица с младенцем, богородица, богоматерь гликофилуса
|
Преполовение Пятидесятницы. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Манасия (Ресава), Сербия. До 1418 года. Фрагмент. Преполовение Пятидесятницы. Икона из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 года. Преполовение Пятидесятницы - праздник Православной Церкви, середина (преполовение) 50-дневного срока (Пятидесятницы) между праздниками Пасхи и Троицы. Празднуется в среду 4-й седмицы по Пасхе Название праздника Церковь заимствовала из Евангелия, повествующего о том, как Господь Иисус Христос в возрасте 33 лет в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в храм и учил (Ин. 7, 14). Иконография праздника отсылает к другому случаю, когда Христос пришёл в храм, также на праздник Кущей, в отрочестве (Лк. 2, 46). На иконе Господь изображен юношей, сидящим посреди внимающих Ему старцев.
diomedes2
24 мая 2016
+1
986
Нет комментариев
церковное искусство, христианство, преполовение пятидесятницы, праздник, православная иконопись, православие, иконопись, вера
|
Святитель Епифаний, епископ Кипрский, жил в IV веке. Он родился в Финикии, по происхождению был еврей. В молодости получил хорошее образование. Он обратился к христианской вере после того, как увидел одного монаха, по имени Лукиан, отдавшего нищему свою одежду. Пораженный милосердием монаха, Епифаний просил наставить его в христианстве. Он принял Крещение и удалился в монастырь, устроенный его наставником Лукианом. В монастыре он подвизался под руководством опытного старца Илариона, занимался перепиской греческих книг, преуспевая в иноческой жизни. Святой Епифаний за свои подвиги сподобился дара чудотворений, но, чтобы избежать людской славы, он удалился из обители в пустыню Спанидрион. Там его захватили разбойники и три месяца держали в плену. Своим словом о покаянии святой привел одного из шайки разбойников к святой вере в Истинного Бога. Когда святого подвижника отпустили, с ним ушел и разбойник. Святой Епифаний привел его в свой монастырь и крестил с именем Иоанн. С тех пор он стал верным учеником Святого Епифания и тщательно записывал жизнь и чудотворения своего наставника. Молва о праведной жизни Святого Епифания распространялась далеко за пределы обители. Святой вторично удалился в пустыню вместе с Иоанном. Но и в пустыню к нему стали приходить ученики. Так возникла новая обитель. Через некоторое время Святой Епифаний и Иоанн предприняли путешествие в Иерусалим для поклонения его святыням и оттуда возвратились в монастырь Спанидрион. Жители города Ликии послали к Святому Епифанию инока Полувия передать их просьбу занять епископский престол вместо умершего архипастыря. Однако прозорливый подвижник, узнав об этом намерении, желая избежать славы, тайно удалился в Пафийскую пустыню к великому подвижнику - Святому Илариону, под руководством которого он подвизался в молодые годы. Святые два месяца провели в совместных молитвах, а затем Иларион послал Святого Епифания в Саламин (город на Кипре). Там епископы собрались для избрания нового архиерея вместо недавно скончавшегося. Старейшему из них, епископу Паппию, Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Когда Епифания нашли, Святой Паппий ввел его в церковь, где по послушанию воле участников собора Епифаний должен был дать свое согласие. Так состоялось возведение на епископскую кафедру Саламина Святого Епифания около 367 года.
diomedes2
24 мая 2016
+1
1087
Нет комментариев
церковное искусство, христианство, фреска, сербские фрески, сербия, святой, святитель епифаний епископ кипрский, православие, монастырь высокие дечаны, лик, вера
|
Святитель Герман I (+ 740), Патриарх Константинопольский (715 - 730), родился в Константинополе в VII веке. Отец его, один из первых сенаторов в Византии, был убит по приказу императора Константина Погоната (668-685), а мальчика Германа отдали в церковные клирики, где он глубоко изучил Священное Писание. За святость жизни Герман был поставлен епископом в город Кизик. Святитель Герман твердо встал на защиту Православной веры от еретиков-иконоборцев. В 715 году он был поставлен Патриархом Константинопольским. Святитель Герман продолжал противостоять иконоборцам, возглавляемым императором-еретиком Львом III Исавром (717-741), однако силы были неравны, и в 730 году он вынужден был положить свой омофор в алтаре на престоле и оставить Первосвятительскую кафедру. Тогда разгневанный император, обличенный накануне Патриархом в ереси, послал воинов, которые подвергли святого побоям и изгнали из патриаршего дома. Святитель Герман был Патриархом 14 лет и 5 месяцев и удалился в монастырь, где провел оставшиеся дни своей жизни. Скончался святой Патриарх Герман в 740 году, в возрасте 95-ти лет, и погребен в монастыре Хора в Константинополе. Впоследствии мощи его были перенесены во Францию. На VII Вселенском Соборе (787 год) имя Патриарха Германа было вписано в диптих святых. Святитель Герман известен как церковный писатель. Им написаны: "Созерцание предметов церковных или Толкование на Литургию" и произведение, посвященное объяснению трудных мест Священного Писания, а также сочинение о праведном воздаянии после смерти. По богатству исторических сведений важны его сочинения о ересях, возникавших с апостольских времен, и о церковных соборах, происходивших в царствование императора Льва-иконоборца ("Περί αιρέσεων και Συνόδων"). Сохранились также три послания Патриарха о почитании икон, которые читались на VII Вселенском Соборе ("Τρεις δογματικαί επιστολαί επί των εικονομάχων," к владыкам Иоанну Синадскому, Константину Накалийскому и Фоме Клавдиопольскому). Другие сочинения его представляют собой гимны в похвалу святым, слова на праздники Введения во храм, Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы ("Οκτώ λόγοι") и на обновление храма в честь Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы ("Ομιλία").
diomedes2
24 мая 2016
+1
1078
Нет комментариев
церковное искусство, христианство, фреска, святой, святитель герман патриарх константинопольский, православие, охрид, македония, вера
|