+949 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Святой Иоанн Предтеча. Иконописец Александр Рудой.
Святой Иоанн Предтеча. Иконописец Александр Рудой.


Святой Иоанн Предтеча. Иконописец Александр Рудой.


Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елисаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.
По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Услышав об убийствах, Елисавета, взяв отрока, удалилась в пустынные горы. Видя приближающихся воинов, она взмолилась Богу о спасении, и тогда гора расступилась, приняла её вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили. Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убиения своего праведного мужа, а святой Иоанн был питаем Ангелом до своего совершеннолетия. Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Святитель Иннокентий, Архиепископ Херсонский и Таврический. Иконописец Александр Рудой.
Святитель Иннокентий, Архиепископ Херсонский и Таврический. Иконописец Александр Рудой.


Святитель Иннокентий, Архиепископ Херсонский и Таврический. Иконописец Александр Рудой.


Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.
Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви.
Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.
В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.
В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.
Святой Преподобный Симеон Столпник Младший, Дивногорец. Фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378 год.
Святой Преподобный Симеон Столпник Младший, Дивногорец. Фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378 год.


Святой Преподобный Симеон Столпник Младший, Дивногорец. Фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378 год.


Преподобный Симеон Дивногорец, Столпник (521 - 596), назван также Младшим, в отличие от преподобного Симеона Столпника Антиохийского (+ 459).
Преподобный Симеон Столпник Младший родился в 521 году в Антиохии Сирийской от благочестивых родителей Иоанна и св. Марфы. Святая Марфа с юных лет предназначала себя к безбрачной жизни и стремилась к иночеству, но родители настаивали на вступлении в брак с юношей Иоанном. После усердной молитвы в церкви во имя Святого Иоанна Предтечи преподобной в видении было указано подчиниться воле родителей и вступить в брак. В супружеской жизни святая Марфа стремилась во всем угождать Богу и своему мужу. Часто она молилась о даровании ей ребенка и обещала отдать его на служение Господу. В своем явлении Святой Иоанн Предтеча открыл благочестивой Марфе, что у нее родится сын, который будет служить Богу. Родившийся младенец был назван Симеоном и крещен в возрасте двух лет.
Когда Симеону шел шестой год, в городе Антиохии произошло землетрясение, во время которого погиб его отец. Симеон во время землетрясения был в церкви. Выйдя из нее, заблудился и семь дней провел у приютившей его благочестивой женщины. Вновь явившийся блаженной Марфе Иоанн Предтеча указал, где находится потерявшийся мальчик. Мать святого, найдя своего ребенка, поселилась после землетрясения в предместье Антиохии. Уже в детстве святому Симеону несколько раз являлся Господь Иисус Христос, предсказывая ему будущие подвиги и награду за них.
Исцеление слепорождённого. Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Раваница, Сербия. 1380-е годы.
Исцеление слепорождённого. Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Раваница, Сербия. 1380-е годы.


Исцеление слепорождённого. Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Раваница, Сербия. 1380-е годы.


Исцеление слепорождённого. Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Раваница, Сербия. 1380-е годы.


Находясь по случаю одного из праздников в Иерусалимском храме, Господь и Бог наш Иисус Христос, после Своей проповеди, вышел из храма и, проходя по улице, увидел человека, слепого от рождения (слепорождённого).
Иудеи думали, что всякое несчастье, случающееся с человеком, есть наказание за грехи его. Если же несчастье постигло младенца, то они считали это наказанием за грехи родителей.
Поэтому ученики Иисусовы спросили Его: "Равви (Учитель)! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?"
Иисус Христос ответил: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии".
Чудотворная Владимирская икона Божией Матери.
Чудотворная Владимирская икона Божией Матери.


Чудотворная Владимирская икона Божией Матери.


Чудотворная Владимирская икона Божией Матери.


Чудотворная Владимирская икона Божией Матери.


Чудотворная Владимирская икона Божией Матери.


Три раза в году совершается празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего Отечества от врагов: 21-го мая, 23-го июня, 26-го августа. (Даты указаны по старому стилю). Владимирская икона Богоматери, как говорит предание, написана Евангелистом Лукой на столешнице, за которой обедал Иисус Христос и Его Пречистая Матерь с праведным Иосифом. Когда художник принес икону к Богородице, Она сказала: “Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Родившегося от Меня и Моя с сею иконою да будет”.
Тот красочный слой, что мы видим на чудотворной иконе, хранящейся ныне в храме при Третьяковской галерее в Москве, сегодня, относится к XI-XII векам. Но вполне возможно, что под этим красочным слоем когда-то было изображение, написанное Св. Лукой. Возможно, Владимирская икона Божией Матери - список с иконы письма Апостола Луки, на который сошла благодать первой в мире иконы Пречистой Богородицы.
Святые Равноапостольные Царь Константин и Царица Елена.
Святые Равноапостольные Царь Константин и Царица Елена.


Святые Равноапостольные Царь Константин и Царица Елена. Фреска монастыря Св. Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. XVI век. Иконописец Феофан Критский.



Святые Равноапостольные Царь Константин и Царица Елена.


Святые Равноапостольные Царь Константин и Царица Елена. Икона. Греция, 1478 год.



Святые Равноапостольные Царь Константин и Царица Елена.


Святые Равноапостольные Царь Константин и Царица Елена.


Святые Равноапостольные Царь Константин и Царица Елена. Фреска Кремиковского монастыря Св. Георгия близ Софии, Болгария. XV век.



Святой император Константин (306 - 337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305 - 306), правившего Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана (284 - 305) на Востоке и его соправителя Максимиана (284 - 305) на Западе и императора Максимиана Галерия (305 - 311) - на Востоке. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий (Максенций) на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.
Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.


Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.


Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.


Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.


Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.


Евхаристия (Причащение Апостолов). Мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря. Около 1112 года.


Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.
Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.


Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.


Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.


Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.


Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.


Фрагменты цикла росписей, иллюстрирующих житие Святого Благоверного Князя Димитрия Донского. Николо-Угрешский монастырь.


Богоматерь Одигитрия. Икона. Крит, вторая половина XV века. Иконописец Андреас Рицос (?).
Богоматерь Одигитрия. Икона. Крит, вторая половина XV века. Иконописец Андреас Рицос (?).


Богоматерь Одигитрия. Икона. Крит, вторая половина XV века. Иконописец Андреас Рицос (?).


Одигитрия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь, Путеводительница) — один из наиболее распространённых в православной иконописи типов изображения Богоматери с Младенцем Христом. По преданию, первый образ Богоматери Одигитрии был написан Святым Апостолом и Евангелистом Лукой.
Богомладенец Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой рукой держит свиток. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
Беседа Христа с самарянкой. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Святой Горе Афон. Иконописец Мануил Панселин.
Беседа Христа с самарянкой. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Святой Горе Афон. Иконописец Мануил Панселин.


Беседа Христа с самарянкой. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Святой Горе Афон. Иконописец Мануил Панселин.


Беседа Христа с самарянкой. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Святой Горе Афон. Иконописец Мануил Панселин.


Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил мимо самарянского города, называемого Сихем. Перед городом с южной стороны был колодец, вырытый, по преданию, ветхозаветным праотцем Иаковом.
Иисус Христос, устав от пути, сел отдохнуть у колодца. Время было полуденное, и ученики Его пошли в город, чтобы купить там пищи.
В это время приходит к колодцу женщина-самарянка за водой. Иисус Христос сказал ей: "Дай Мне пить".
Эти слова Спасителя очень удивили самарянку. Она сказала: "Как это Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ведь иудеи с самарянами не сообщаются". (Иудеи обычно презирали самарян и старались не разговаривать с ними).
Господь сказал ей: "Если бы ты знала дар Божий (т. е. великую милость Божию, которую послал тебе Бог в этой встрече), и Кто говорит тебе: "Дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую".