+927 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Преполовение Пятидесятницы.
Преполовение Пятидесятницы.


Преполовение Пятидесятницы. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Манасия (Ресава), Сербия. До 1418 года. Фрагмент.



Преполовение Пятидесятницы.


Преполовение Пятидесятницы.


Преполовение Пятидесятницы. Икона из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 года.



Преполовение Пятидесятницы - праздник Православной Церкви, середина (преполовение) 50-дневного срока (Пятидесятницы) между праздниками Пасхи и Троицы.
Празднуется в среду 4-й седмицы по Пасхе
Название праздника Церковь заимствовала из Евангелия, повествующего о том, как Господь Иисус Христос в возрасте 33 лет в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в храм и учил (Ин. 7, 14).
Иконография праздника отсылает к другому случаю, когда Христос пришёл в храм, также на праздник Кущей, в отрочестве (Лк. 2, 46). На иконе Господь изображен юношей, сидящим посреди внимающих Ему старцев.
Святитель Епифаний, Епископ Кипрский. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.
Святитель Епифаний, Епископ Кипрский. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Святитель Епифаний, епископ Кипрский, жил в IV веке. Он родился в Финикии, по происхождению был еврей. В молодости получил хорошее образование. Он обратился к христианской вере после того, как увидел одного монаха, по имени Лукиан, отдавшего нищему свою одежду. Пораженный милосердием монаха, Епифаний просил наставить его в христианстве. Он принял Крещение и удалился в монастырь, устроенный его наставником Лукианом. В монастыре он подвизался под руководством опытного старца Илариона, занимался перепиской греческих книг, преуспевая в иноческой жизни. Святой Епифаний за свои подвиги сподобился дара чудотворений, но, чтобы избежать людской славы, он удалился из обители в пустыню Спанидрион. Там его захватили разбойники и три месяца держали в плену. Своим словом о покаянии святой привел одного из шайки разбойников к святой вере в Истинного Бога. Когда святого подвижника отпустили, с ним ушел и разбойник. Святой Епифаний привел его в свой монастырь и крестил с именем Иоанн. С тех пор он стал верным учеником Святого Епифания и тщательно записывал жизнь и чудотворения своего наставника. Молва о праведной жизни Святого Епифания распространялась далеко за пределы обители. Святой вторично удалился в пустыню вместе с Иоанном. Но и в пустыню к нему стали приходить ученики. Так возникла новая обитель. Через некоторое время Святой Епифаний и Иоанн предприняли путешествие в Иерусалим для поклонения его святыням и оттуда возвратились в монастырь Спанидрион. Жители города Ликии послали к Святому Епифанию инока Полувия передать их просьбу занять епископский престол вместо умершего архипастыря. Однако прозорливый подвижник, узнав об этом намерении, желая избежать славы, тайно удалился в Пафийскую пустыню к великому подвижнику - Святому Илариону, под руководством которого он подвизался в молодые годы. Святые два месяца провели в совместных молитвах, а затем Иларион послал Святого Епифания в Саламин (город на Кипре). Там епископы собрались для избрания нового архиерея вместо недавно скончавшегося. Старейшему из них, епископу Паппию, Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Когда Епифания нашли, Святой Паппий ввел его в церковь, где по послушанию воле участников собора Епифаний должен был дать свое согласие. Так состоялось возведение на епископскую кафедру Саламина Святого Епифания около 367 года.
Святитель Герман, Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. Около 1295 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Святитель Герман, Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. Около 1295 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.


Святитель Герман I (+ 740), Патриарх Константинопольский (715 - 730), родился в Константинополе в VII веке. Отец его, один из первых сенаторов в Византии, был убит по приказу императора Константина Погоната (668-685), а мальчика Германа отдали в церковные клирики, где он глубоко изучил Священное Писание. За святость жизни Герман был поставлен епископом в город Кизик. Святитель Герман твердо встал на защиту Православной веры от еретиков-иконоборцев.
В 715 году он был поставлен Патриархом Константинопольским. Святитель Герман продолжал противостоять иконоборцам, возглавляемым императором-еретиком Львом III Исавром (717-741), однако силы были неравны, и в 730 году он вынужден был положить свой омофор в алтаре на престоле и оставить Первосвятительскую кафедру. Тогда разгневанный император, обличенный накануне Патриархом в ереси, послал воинов, которые подвергли святого побоям и изгнали из патриаршего дома. Святитель Герман был Патриархом 14 лет и 5 месяцев и удалился в монастырь, где провел оставшиеся дни своей жизни.
Скончался святой Патриарх Герман в 740 году, в возрасте 95-ти лет, и погребен в монастыре Хора в Константинополе. Впоследствии мощи его были перенесены во Францию.
На VII Вселенском Соборе (787 год) имя Патриарха Германа было вписано в диптих святых.
Святитель Герман известен как церковный писатель. Им написаны: "Созерцание предметов церковных или Толкование на Литургию" и произведение, посвященное объяснению трудных мест Священного Писания, а также сочинение о праведном воздаянии после смерти. По богатству исторических сведений важны его сочинения о ересях, возникавших с апостольских времен, и о церковных соборах, происходивших в царствование императора Льва-иконоборца ("Περί αιρέσεων και Συνόδων"). Сохранились также три послания Патриарха о почитании икон, которые читались на VII Вселенском Соборе ("Τρεις δογματικαί επιστολαί επί των εικονομάχων," к владыкам Иоанну Синадскому, Константину Накалийскому и Фоме Клавдиопольскому).
Другие сочинения его представляют собой гимны в похвалу святым, слова на праздники Введения во храм, Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы ("Οκτώ λόγοι") и на обновление храма в честь Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы ("Ομιλία").
Святые Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просветители славян.
Святые Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просветители славян.


Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (Фессалоники, Салоники, в Македонии). Они были детьми одного воеводы, по преданию, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, Святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.
Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, находившееся под властью Византии. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и всё мирское, он ушел в монахи на гору Олимп.
Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.
Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.


Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.


Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Фреска церкви Святых Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария. XIII век.



Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.


Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Фреска монастыря Баня Прибойска, Сербия. XIV век.



Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.


Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.



Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.


Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Фреска церкви Святого Димитрия в Пече, Косово, Сербия. XIV век.



Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.


Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Фреска XII века из Михайло-Златоверхого монастыря. Государственная Третьяковская галерея.



Святой Пророк Исаия.
Святой Пророк Исаия.


Святой Пророк Исаия. Иконописец архимандрит Зинон (Теодор).



Святой Пророк Исаия.


Святой Пророк Исаия. Фреска XIV века в церкви Св. Георгия в монастыре Убиси, Грузия. Иконописец Герасиме.



Святой пророк Исаия жил за 700 лет до Рождества Христова и происходил из царского рода. Отец Исаии, пророк Амос, воспитал сына в благочестии. Достигнув зрелого возраста, пророк Исаия вступил в брак с благочестивой девицей-пророчицей и имел сына Иасува.
К пророческому служению святой Исаия был призван Богом в царствование Озии, царя Иудейского, и пророчествовал около 60 лет при царях Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии. Начало его служения было ознаменовано следующим видением: он видел Господа Бога, сидящего в величественном небесном храме на высоком престоле. Его окружали шестикрылые Серафимы. Двумя крылами они закрывали лица свои, двумя - прикрывали ноги и двумя летали, взывая друг ко другу: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля Славы Его!" Столпы храма небесного потрясались от их восклицаний, и в храме разносилось курение фимиама. Пророк в ужасе воскликнул: "О, окаянный я человек, я сподобился видеть Господа Саваофа, имея нечистые уста и живя посреди нечистых людей!" Тогда послан был к нему один из Серафимов, имевший в руке раскаленный уголь, который он взял клещами от алтаря Господня. Он прикоснулся к устам пророка Исаии и сказал: "Вот, я прикоснулся к твоим устам, и отымет Господь беззакония твои и грехи твои очистит". После этого услышал Исаия голос Господа, обращенный к нему: "Кого пошлю и кто пойдет к иудеям, кто пойдет для Нас?" Исаия отвечал: "Вот я, пошли меня, Господи, я пойду". И послал его Господь к иудеям убеждать их обратиться от путей нечестия и идолопоклонства и принести покаяние. Тем, которые покаются и обратятся к Истинному Богу, Господь обещал милость и прощение, а упорным предназначены наказания Божии. Тогда Исаия спросил Господа, долго ли продолжится отступление иудейского народа от Бога. Господь отвечал: "До тех пор, пока не запустеют города, не будет людей в домах и эта земля не сделается пустыней. Впрочем, когда срубят дерево, то от пня его идут новые побеги, так и по истреблении народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя".
Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов.
Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов.


Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Византийская икона в монастыре Святой Екатерины на Синае.



Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов.


Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Фрагмент иконы. Монастырь Святой Екатерины на Синае.



Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов.


Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Фреска Успенского храма в селе Лыхны, Абхазия. XIV век.



Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов.


Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Икона. Россия, XVII век.



Апостол и Евангелист Иоанн, названный Богословом, был сыном галилейского рыбака Зеведея и Саломии. Зеведей обладал значительным состоянием, имел работников и был не малозначительным членом иудейского общества, имея доступ к первосвященнику. Мать Иоанна, Саломия, упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом.
Иоанн был сначала учеником Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Услышав его свидетельство о Христе, как об Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира, он вместе с Андреем Первозванным последовал за Спасителем. Постоянным учеником Господа он сделался, однако, несколько позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере, когда Господь Сам призвал его вместе с братом его Иаковом.
Вместе с Петром и своим братом Иаковом Апостол Иоанн удостоился особенной приближенности к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так, он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира, видеть преображение Господа на горе, слышать беседу о знамениях Его второго пришествия, был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. А на Тайной вечере он был так близок к Господу, что, по его собственным словам, возлежал у груди Иисуса, откуда и произошло его наименование наперсника (перси — грудь по-церковнославянски), ставшее нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.
Святой Праведный Иов Многострадальный.
Святой Праведный Иов Многострадальный.


Святой Праведный Иов Многострадальный. Фреска церкви Св. Никиты в Чучере, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Святой Праведный Иов Многострадальный.


Святой Праведный Иов Многострадальный.


Святой Праведный Иов на гноище. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.



Святой Праведный Иов Многострадальный.


Святой Праведный Иов Многострадальный. Фреска церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде. 1360 - 1380-е годы.



Святой праведный Иов жил за 2000 - 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама - Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: "Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем". За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела.
Святитель Савва, первый Архиепископ Сербский. Фреска церкви Святых Иоакима и Анны (Королевской церкви) в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год.
Святитель Савва, первый Архиепископ Сербский. Фреска церкви Святых Иоакима и Анны (Королевской церкви) в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год.


Святитель Савва, первый Архиепископ Сербский. Фреска церкви Святых Иоакима и Анны (Королевской церкви) в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год.


Святитель Савва (1169-1237), первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), родился в 1169 году в семье самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери византийского императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и особенно любил иночество.
В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Растко тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Афонский Пантелеимонов монастырь.
Святая Великомученица Ирина Македонская. Фреска церкви Св. Николая Орфаноса в Салониках. XIV век.
Святая Великомученица Ирина Македонская. Фреска церкви Св. Николая Орфаноса в Салониках. XIV век.


Великомученица Ирина Македонская жила в I веке и до крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния, правителя города Мигдонии (Македония, или Фракия). Ликиний построил для дочери отдельный роскошный дворец, где она жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Ежедневно к Пенелопе приходил наставник по имени Апелиан, который обучал ее наукам. Апелиан был христианином; во время учения он говорил девице о Христе Спасителе и наставил ее в христианском учении и христианских добродетелях.
Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы - голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы - смирение, кротость и целомудрие, - принес масличную ветвь - благодать Божию, получаемую в крещении; орел - знамение высоты духа, достигаемой через богомыслие, - принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа. Ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла крещение от руки Апостола Тимофея, ученика Святого Апостола Павла, и была наречена Ириной.