+984 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Святой Апостол Павел.
Святой Апостол Павел.


Святой Апостол Павел.


Святой Апостол Павел. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Сопочаны, Сербия. XIII век.



Святой Апостол Павел.


Святой Апостол Павел. Фреска церкви Панагии Аракиотиссы в селе Лагудера, Кипр. 1192 год.



Святой Апостол Павел.


Святой Апостол Павел. Иконописец архимандрит Зинон (Теодор).



Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с античной культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с античными писателями.
Последующее образование Савл получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Савл, видимо, готовился к должности раввина, а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона, он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины - в Дамаске.
Господь, усмотревший в Савле «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к Апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещён Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с Апостолами. Из-за покушения иудеев убить его, Савл отправился в свой родной Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Апостолом Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.
Вскоре после возвращения из Иерусалима — по повелению Духа Святого — Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое Апостольское путешествие (45 - 51 годы). Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме.
Вернувшись в Антиохию, Апостол Павел в сопровождении Апостола Силы предпринял второе Апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.
Тихвинская икона Божией Матери. Иконописец Наталия Пискунова.
Тихвинская икона Божией Матери. Иконописец Наталия Пискунова.


Тихвинская икона Божией Матери. Иконописец Наталия Пискунова.


Тихвинская икона Божией Матери. Иконописец Наталия Пискунова.




Тихвинская икона Божией Матери написана, по преданию, Святым Апостолом и Евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Святой Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Св. Апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. Позднее, уже в V веке, икона оказалась в Константинополе, где для нее была выстроен знаменитый Влахернский храм, ставший хранилищем главных святынь Византии.
В 1383 г., за 70 лет до падения Константинополя, образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, близ Старой Ладоги. Констанинопольский Патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа».
В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.
Святой Иоанн Предтеча.
Святой Иоанн Предтеча.


Святой Иоанн Предтеча. Фреска церкви Богоматери Одигитрии в Пече, Косово, Сербия. XIV век. Лик.



Святой Иоанн Предтеча.


Святой Иоанн Предтеча. Фреска церкви Богородицы в монастыре Студеница, Сербия. 1208 - 1209 годы.



Святой Иоанн Предтеча.


Святой Иоанн Предтеча. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Святой Иоанн Предтеча.


Святой Иоанн Предтеча. Икона в монастыре Высокие Дечаны, Косово, Сербия. 1340-е годы. Лик.



Святой Иоанн Предтеча.


Святой Иоанн Предтеча.



Святой Иоанн Предтеча.


Святой Иоанн Предтеча. Фреска церкви Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, Греция. Конец XIII века.

Собор Всех Святых, в Земле Российской просиявших.
Собор Всех Святых, в Земле Российской просиявших.


Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, – всех святых, которых взрастила Русская Церковь, Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых, в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, еще и до князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России, еще и прежде того, как они вошли в состав земли Российской, просияли святыми угодниками Божиими. Херсонес хвалится семью епископами, еще в первые времена посещавшими тот край; также впоследствии Кирилл и Мефодий проповедовали там. В Херсонесе крестился великий князь Владимир, и вместе с мощами древнего священномученика Климента Римского он принес веру православную в Киев, положил там начало возрастания Церкви Русской. Ныне мы и празднуем всех тех угодников Божиих – преподобных Антония и Феодосия и прочих многих чудотворцев Печерских, всех преподобных, в земле Российской просиявших; тех святителей, которые утверждали Православие, стяжали христианство земле Русской, которые утверждали в народе веру и благочестие; тех святых, которые притворились безумными, а в действительности были мудры и своими кажущимися смешными поступками сами смиряли свою гордость, учили детей преклоняться перед святостью и следовать Евангелию. Прославляем многих угодников Божиих, которые в разных концах просияли в земле Российской, тех страстотерпцев, которые терпеливо перенесли ниспосланные им страдания, и, наконец, тех мучеников, которые в малом чине просияли в древности, но сейчас обильно кровью своей полили все клочки земли Русской. Земля освятилась их кровью, воздух освятился от восхождения их душ. Небо над Русью освятилось тем ликом святых угодников Божиих, которые сияют над ней. Бесчисленное их множество. Есть чудная книга, недавно написанная, – «Святая Русь». Крест святости русской там подробно изложен. Из этой книги можно узнать, как святость укоренялась и возрастала в России, как от одних святых духовно происходили другие, как между собой они были связаны, и все то представляет, действительно, златую цепь святости земли Русской. Мы всех их празднуем ныне, всех, которых невозможно даже перечислить. Мы видим дивных святителей, которые укрепляли идею русскую своим пастырским деланием. Мы видим, как Русская земля славилась не только подвигами царей, бояр, воинов, но и как ее части с возрастом духовно связывались между собой этой святостью. Вот почему и называлась Русь Святой Русью: не потому, что не было грехов, не было беззакония, – нет, всегда, где только есть люди, были и будут грехи и беззакония. С грехопадения наших прародителей в мир вошло зло, но всякое зло никогда не представлялось идеалом и даже терпимым в земле Русской. Было зло, но после того каялись. Каялись даже разбойники; те, которые заканчивали жизнь на плахе, и то в большинстве своем вспоминали перед смертью Господа Иисуса Христа, кланялись народу, прося прощения за те преступления, которыми они вносили соблазн, и просили молиться за упокой их душ. Так было в древности, так было в русской истории, ту святость и сейчас еще хранит земля Русская. И хвалим всех святых, которые подвигами всей жизни земле Русской показывали пример той святости. Вот великий князь Владимир и блаженная княгиня Ольга – то история князей, просиявших как угодники Божии. Почему они святые? Потому что, хотя они исстари имели в руках своих власть, имели в руках своих большие богатства, они не пленялись богатством, не были им порабощены. То богатство и та власть служили или для того, чтобы делать добро, или для того, чтобы другим людям дать возможность жить по заповедям Божиим.
Святой Равноапостольный Наум Охридский. Икона XIV века. Иконописец Иоанн Теорианос. Галерея икон в Охриде.
Святой Равноапостольный Наум Охридский. Икона XIV века. Иконописец Иоанн Теорианос. Галерея икон в Охриде.


Святой Равноапостольный Наум Охридский. Икона XIV века. Иконописец Иоанн Теорианос. Галерея икон в Охриде.


Равноапостольный Наум Охридский, исповедник был по происхождению славянином. Был учеником святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, помогая святым братьям в деле просвещения славянского народа и утверждении Православия в Моравии.
Святой был оклеветан и брошен в темницу и после жестоких истязаний изгнан из Моравии. Придя в Болгарию, в состав которой в то время входил Охрид, Наум вместе со святыми Климентом и Ангеляром жил при дворе царя Бориса I, утверждая в Православии знатных людей. Святой Наум был усердным помощником святителя Климента. На берегу Охридского озера он вместе со святителем Климентом основал монастырь, который на века стал прибежищем для бедных и увечных. Вокруг него собралось множество иноков, потому что он был мудрым наставником, строгим подвижником, чудотворцем и молитвенником. Он неустанно трудился над переводом Священного Писания на славянский язык. Вместе со святителем Климентом они были прозваны «новыми Моисеем и Аароном». Преставился равноапостольный Наум 23 декабря (5 января) 910 года и был погребён в основанной им обители. Святые мощи равноапостольного Наума, хранящиеся под спудом, прославились чудотворениями; прикасаясь к гробнице святого, больные получали исцеления.
Святитель Иоанн, Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, Чудотворец. Иконописец М. О. Глебова. Москва, до 2007 года.
Святитель Иоанн, Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, Чудотворец. Иконописец М. О. Глебова. Москва, до 2007 года.


Архиепископ Иоанн (Максимович) родился 4/17 июня 1896 г. в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела.
С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла Православие.
В годину гонений на Церковь в России Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». О. Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился, иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв, как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, Ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.
Святой Преподобный Паисий Великий. Фреска монастыря Рамача, Сербия. Около 1395 года.
Святой Преподобный Паисий Великий. Фреска монастыря Рамача, Сербия. Около 1395 года.


Преподобный Паисий Великий (+ 400 г.) родился в Египте в IV веке. Еще в детстве, лишившись отца, он своей матерью был посвящен Богу и в отрочестве, служа клириком церковным, показал себя благочестивым и ревностным исполнителем своих обязанностей.
В зрелом возрасте принял иночество в одном египетском скиту, где долго подвизался, наставляемый святым Памвой. Под его опытным руководством преподобный Паисий прошел суровую школу подвижничества, жил в совершенном уединении, три года не видя лица человеческого, изучал Священное Писание, постился, молился и преуспевал во всякой добродетели. По смерти своего учителя преподобный Паисий, уже укрепившийся в подвигах, удалился в глубину пустыни, где высек себе пещеру, и там в безмолвии служил Господу.
Спас оплечный. Русская икона.
Спас оплечный. Русская икона.


ИИСУСОВА МОЛИТВА:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
Святой Преподобный Варлаам Хутынский.
Святой Преподобный Варлаам Хутынский.


Преподобный Варлаам, в миру Алексей, подвизался в XII веке на берегу Волхова. Он был сыном богатых и именитых граждан Великого Новгорода, Михаила и Анны, отличавшихся благочестивой жизнью.
Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. По смерти родителей Преподобный, раздав все свое имущество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама.
Искавший совершенного уединения Преподобный Варлаам решил поселиться в глухом месте, в 10 верстах от Новгорода. Место это называлось Хутынь (худое место); по мнению народному, здесь жила нечистая сила, и все боялись ходить сюда. Но никакая нечистая сила не страшна рабу Христову, вооруженному неодолимым оружием - крестом Христовым, далеко отгоняющим всех врагов. Подходя к Хутыни, Преподобный увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. Помолившись усердно Господу, поставил себе Преподобный келью посреди глухой чащи. Весь день он проводил в трудах, а ночь - в молитве, строго постился, носил суровую одежду и вериги. Много искушений должен был перенести строгий подвижник от диавола. Преподобный молитвой и постом разрушал все его ухищрения.
Служба Святых Отец. Грузинская фреска.
Служба Святых Отец. Грузинская фреска.


Служба Святых Отец. Грузинская фреска.


Святитель Василий Великий.



Служба Святых Отец. Грузинская фреска.


Святитель Григорий Богослов.