+949 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Святитель Трифиллий, Епископ Левкусии Кипрской.
Святитель Трифиллий, Епископ Левкусии Кипрской.


Святитель Трифиллий, Епископ Левкусии Кипрской. Фреска церкви Панагии Форвиотиссы в Асину, Кипр. 1105 - 1106 годы.



Святитель Трифиллий, Епископ Левкусии Кипрской.


Святитель Трифиллий, Епископ Левкусии Кипрской. Фреска церкви Честного Креста в Агиасмати, Кипр. 1494 год.



Святитель Трифиллий родился в одной из самых прославленных римских семей во второй половине III века. Воспитание он получил в Константинополе, куда его отец был переведен по службе святым императором Константином Великим. Трифиллий завершил образование в школе права в Бейруте. Там он получил обширные знания и был признан как талантливый оратор. Возвращаясь вместе с матерью Домникой из паломничества в Святую Землю, он посетил Кипр, где познакомился со Святителем Спиридоном (память 12 декабря). Тримифунтский епископ так поразил его святостью и простотой, что молодой человек, забыв о родине и многообещающих карьерных перспективах, стал его учеником.
Святой Преподобный Пётр Афонский. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Афоне. Иконописец Мануил Панселин.
Святой Преподобный Пётр Афонский. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Афоне. Иконописец Мануил Панселин.


Святой Преподобный Пётр Афонский. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Афоне. Иконописец Мануил Панселин.


Святой Преподобный Пётр Афонский. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Афоне. Иконописец Мануил Панселин.


Преподобный Петр Афонский, родом грек, служил воеводой в императорских войсках и жил в Константинополе. В 667 году во время войны с сирийцами святой Петр был взят в плен и заключен в крепости города Самары на реке Евфрате.

Долгое время он томился в темнице и размышлял о том, за какие грехи подвергся наказанию Божию. Святой Петр вспомнил, что однажды имел намерение оставить мир и уйти в монастырь, но так и не исполнил его. Он стал соблюдать в темнице строгий пост, усердно молиться и просил у святителя Николая Чудотворца заступничества перед Богом. Святитель Николай явился святому Петру во сне и дал совет призывать на помощь святого Симеона Богоприимца. Укрепляя узника в терпении и надежде, святитель еще раз являлся ему во сне. В третий раз он явился вместе со святым Симеоном Богоприимцем наяву. Святой Симеон коснулся жезлом цепей святого Петра, и железо при этом растаяло, словно воск. Двери темницы раскрылись, и святой Петр вышел на свободу. Святой Симеон Богоприимец стал невидим, а святитель Николай проводил святого Петра до границы греческой земли. Напомнив об обете, святитель Николай также стал невидим. Для принятия иноческого образа при гробнице Апостола Петра святой Петр ушел в Рим. Святитель Николай не оставил его без своей помощи: он явился во сне Римскому Папе и рассказал об обстоятельствах освобождения святого Петра из плена, наказав Папе постричь бывшего узника в монашество.
Святой Преподобный Онуфрий Великий.
Святой Преподобный Онуфрий Великий.


Святой Преподобный Онуфрий Великий. Фреска монастыря Рамача, Сербия. Около 1395 года.



Святой Преподобный Онуфрий Великий.


Святой Преподобный Онуфрий Великий. Фреска церкви Богоматери Одигитрии в Пече, Косово, Сербия. XIV век.



Святой Преподобный Онуфрий Великий.


Святой Преподобный Онуфрий Великий. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Афоне. Иконописец Мануил Панселин. Фрагмент.



Житие преподобного Онуфрия Великого и других отшельников IV века, подвизавшихся во внутренней Фиваидской пустыне в Египте (в том числе преподобного Тимофея Пустынника, преподобных Иоанна, Андрея, Ираклемона (Ираклавмона), Феофила и иных) написано их современником, монахом одного из Фиваидских монастырей преподобным Пафнутием.

Однажды ему пришла мысль пойти в глубь пустыни, чтобы самому увидеть подвизавшихся там отцов и услышать от них, как они спасаются. Он вышел из обители и углубился в пустыню. Через четверо суток инок дошел до пещеры и нашел в ней тело давно умершего старца. Похоронив отшельника, преподобный Пафнутий пошел дальше. Через следующие четверо суток он встретил еще пещеру и по следам на песке узнал, что в ней кто-то обитает. На закате солнца он увидел стадо буйволов и ходящего среди них человека. Он был наг, но покрыт, словно одеждой, длинными волосами. Это был преподобный Тимофей пустынник. Увидев человека, преподобный Тимофей подумал, что это привидение, и начал молиться. Святой Пафнутий уверил пустынника, что он живой человек-христианин. Преподобный Тимофей оказал ему гостеприимство и рассказал, что в пустыне он подвизается уже 30 лет и впервые за это время видит человека. В молодости преподобный Тимофей жил в общежительном монастыре, но его смутил помысл спасаться одному. Преподобный Тимофей ушел из монастыря и жил вблизи города, питаясь от трудов своих рук (он был ткач). Однажды к нему с заказом пришла женщина, и он впал с ней в грех. Опомнившись, согрешивший инок ушел далеко в пустыню, где с терпением переносил скорби и болезни как заслуженное наказание от Бога. Когда он уже готовился умереть от голода, то чудесным образом получил исцеление.
Икона Божией Матери "Знамение". Россия, XVI век.
Икона Божией Матери "Знамение". Россия, XVI век.


Икона Божией Матери "Знамение". Россия, XVI век.


Икона Божией Матери "Знамение". Россия, XVI век.


Иконографический тип этой иконы Божией Матери - «Оранта» («Знамение»).

Слово «оранта» по-латыни означает «молящаяся».

Подобное изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. На данных иконах Богоматерь изображается в рост с разведенными в стороны, воздетыми в молитве руками. Богоматерь изображена молящейся за весь человеческий род.
Святой Апостол Варфоломей. Икона. Греция, XVI век. Лик.
Святой Апостол Варфоломей. Икона. Греция, XVI век. Лик.


Святой Варфоломей (I в.) был родом из Каны Галилейской, принадлежал к числу 12-ти Апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и Апостолу Филиппу выпал жребий проповеди Христианства в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому Апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с Апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. Святые Апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.
Святитель Кирилл, Архиепископ Александрийский.
Святитель Кирилл, Архиепископ Александрийский.


Святитель Кирилл, Архиепископ Александрийский. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Святитель Кирилл, Архиепископ Александрийский.


Святитель Кирилл, Архиепископ Александрийский. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.



Святитель Кирилл, Архиепископ Александрийский.


Святитель Кирилл, Архиепископ Александрийский. Иконописец Александр Рудой.



Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, выдающийся борец за Православие и
великий учитель Церкви, происходил из знатной и благочестивой христианской семьи.
Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. В юности святой Кирилл поступил в скит Св. Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет.
Патриарх Александрийский Феофил (385 - 412) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди.
По смерти Патриарха Феофила святой Кирилл единодушно был избран на Патриарший престол Александрийской Церкви и возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью Новациана. Еретики считали, что те, кто отрёкся от Христа во время гонений, не могут быть возвращены в Церковь.
Святитель Кирилл, видя безрезультатность увещания еретиков, добился их изгнания из Александрии. Более опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно устраивавшие бунты, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан. Святителю пришлось долго бороться с этим. Чтобы покончить и с остатками язычества, святитель изгнал бесов из древнего языческого капища и устроил на том месте христианский храм. В него были перенесены мощи святых бессеребреников Кира и Иоанна. Еще более трудная борьба предстояла святителю с возникшей несторианской ересью.
Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на Константинопольскую кафедру и получил возможность широко распространять свое еретическое учение. Святой Патриарх Кирилл неоднократно писал Несторию и разъяснял его заблуждения, но тот продолжал упорствовать. Тогда святитель направил клиру Константинопольской Церкви послания против несторианства, а святому благоверному царю Феодосию Младшему (408 - 450) - два трактата с обличением ереси. Писал святитель Кирилл и другим Церквам - Папе Целестину и другим Патриархам, а также инокам некоторых монастырей, предупреждая о возникновении опасной ереси.
Несторий начал открытое гонение на православных. В его присутствии один из его
приверженцев, епископ Дорофей, с церковной кафедры провозгласил анафему тем, кто
именует Пресвятую Деву Марию Богородицей, что еретики считали недопустимым.
Несторий ненавидел святителя Кирилла и в своих доносах возводил на него всякие клеветы и измышления, называя еретиком. Святитель всеми силами продолжал защищать
Православие. Положение обострилось настолько, что возникла необходимость в созыве Вселенского Собора, который открылся в 431 году в городе Ефесе.
Святой Преподобный Кирилл Белозерский. Икона мастерской Дионисия. Начало XVI века.
Святой Преподобный Кирилл Белозерский. Икона мастерской Дионисия. Начало XVI века.


Святой Преподобный Кирилл Белозерский. Икона мастерской Дионисия. Начало XVI века.


Преподобный Кирилл Белозерский (+ 1427), в миру Косма, родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского.
Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского (+ 1406) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора с именем Кирилл.
Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2-3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: "Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь". Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа.
Святой Великомученик Феодор Стратилат.
Святой Великомученик Феодор Стратилат.


Святой Великомученик Феодор Стратилат. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Святой Великомученик Феодор Стратилат.


Святой Великомученик Феодор Стратилат. Фреска Печской Патриархии, Косово, Сербия.



Святой Великомученик Феодор Стратилат.


Святой Великомученик Феодор Стратилат. Фреска Кремиковского монастыря Св. Георгия близ Софии, Болгария. XV век.



Святой Великомученик Феодор Стратилат.


Святой Великомученик Феодор Стратилат. Фреска церкви Святого Николая Орфаноса в Салониках. XIV век.



Святой Великомученик Феодор Стратилат.


Святой Великомученик Феодор Стратилат. Иконописец Александр Деркачёв.



Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников.
Святая Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. Крит, вторая половина XV века. Византийский музей в Афинах.
Святая Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. Крит, вторая половина XV века. Византийский музей в Афинах.


Святая Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. Крит, вторая половина XV века. Византийский музей в Афинах.


Святая Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. Крит, вторая половина XV века. Византийский музей в Афинах.


Святая Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. Крит, вторая половина XV века. Византийский музей в Афинах.


Святой Праотец Авраам.



Святая Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. Крит, вторая половина XV века. Византийский музей в Афинах.


Святая Праматерь Сарра.



Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него Три Странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал на встречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею.
Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл Им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жаренного теленка и стал угощать Их. И Они ели.
Сошествие Святого Духа на Апостолов. Икона в Византийском музее в Афинах.
Сошествие Святого Духа на Апостолов. Икона в Византийском музее в Афинах.


Сошествие Святого Духа на Апостолов. Икона в Византийском музее в Афинах.


Сошествие Святого Духа на Апостолов. Икона в Византийском музее в Афинах.


Сошествие Святого Духа на Апостолов. Икона в Византийском музее в Афинах.


Сошествие Святого Духа на Апостолов. Икона в Византийском музее в Афинах.


После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.