+928 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Христос Пантократор. Икона. Византия, XIV век. Византийский музей в Афинах. Лик.
Христос Пантократор. Икона. Византия, XIV век. Византийский музей в Афинах. Лик.


Христос Пантократор (Вседержитель; от греч. Пαντοκρατωρ — Всевластный, Всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. В левой руке Христа изображают свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.
Эпитет "Пантократор" является составляющей греческих слов παν — все, и κρατος — сила. Эпитет чаще всего понимается под смыслом всемогущества, то есть, возможности сотворить абсолютно всё, что является одним из свойств Бога. Иными словами, менее литературным переводом слова Пαντοκρατωρ будет словосочетание «Властитель всего», «Правитель мира».
Фрагмент фрески "Воскрешение Праведного Лазаря". Монастырь Ватопед на Святой Горе Афон. 1312 год.
Фрагмент фрески "Воскрешение Праведного Лазаря". Монастырь Ватопед на Святой Горе Афон. 1312 год.


Марфа и Мария, вместе со своим братом Лазарем, были особо любимым семейством Господа Иисуса Христа. Однажды сестры сподобились принять Его в своем доме в Вифании. Марфа отличалась от своей сестры живым подвижным характером и принялась хлопотать о приготовлении угощения Гостю, тогда как Мария села у ног Иисуса и слушала Его слово. Когда Марфа обратилась к Господу, чтобы Тот сказал сестре помочь в готовке, Иисус ответил поучением о "едином на потребу" - о той "благой части," которую избрала Мария, вникая в Божии наставления (Лк. 10, 38-42).

Когда Лазарь заболел, сестры призвали Христа, но Господь пришёл в дом скорбящих сестер лишь на четвертый день после кончины Лазаря. Марфа одна поспешила Ему навстречу, тогда как Мария сидела дома в великой горести. После того как Господь уверил Марфу о том, что Лазарь воскреснет, она привела к Нему Марию, и та пала к ногам Господа со слезами. За этим последовало чудесное воскресение Лазаря (Ин. 11, 1-46).
Святитель Митрофан, первый Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Святитель Митрофан, первый Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.


Святитель Митрофан, первый Патриарх Константинопольский (ок. 208/209 - ок. 325/326), был сыном высокого римского сановника-христианина Дометия. Он разделил с отцом бегство из Рима и возрастание в Христовой вере в Византии (городе, впоследствии переименованном в Константинополь) под руководством епископа Тита. Затем его отец Дометий и его брат Пров занимали Византийскую епископскую кафедру, а в 306 году и сам Митрофан был избран епископом Византийским.
Прибыв однажды в Византий, император Константин Великий был восхищен красотой и удобным расположением города. Увидев святость жизни и мудрость святого Митрофана, император взял его с собой в Рим. Вскоре Константин Великий перенес столицу из Рима в Византий и перевел туда святителя Митрофана.
Когда в 325 году был созван Первый Вселенский Собор, император Константин Великий исходатайствовал у святых отцов Собора для святителя Митрофана титул Патриарха. Сам святитель Митрофан, глубокий старец, не мог присутствовать на Соборе, а послал вместо себя хорепископа (викария) Александра. По окончании Собора император вместе с отцами Собора навестил больного Патриарха. По просьбе императора святитель указал себе достойного преемника - епископа Александра, предсказав, что после Александра на патриарший престол будет возведен Павел (в то время чтец), а Патриарху Александрийскому Александру предсказал, что его преемником будет архидиакон Афанасий. Впоследствии Афанасий ревностно защищал Православие от еретиков-ариан, претерпев за это от еретиков множество гонений. Святая Церковь называет этого мужественного святителя Великим.
Святитель Митрофан мирно преставился к Богу в 325 или 326 году, в возрасте 117 лет. Мощи его покоятся в Константинополе, в храме, воздвигнутом в его память.
Святитель Никифор Исповедник, Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Св. Никиты в Чучере, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Святитель Никифор Исповедник, Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Св. Никиты в Чучере, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.


Святитель Никифор I Исповедник (+ 828), Патриарх Константинопольский (806 - 815),
родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни. Отец его пострадал как исповедник Православия от императора-иконоборца Константина Копронима (741-775). Мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание, а после его смерти вернулась в Константинополь и окончила жизнь в иночестве. Святой Никифор получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги.
В царствование Льва IV (775-780) святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту Православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI (780-797) и его матери святой Ирины, в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Глубоко зная Священное Писание, святой Никифор от имени императора выступил на Соборе в защиту Православия, чем оказал большую помощь Святым Отцам Собора.
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский.
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский.


Святой Праведный Иоанн Кронштадтский.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) (1829-1908) родился 19 октября 1829 года в семье бедного псаломщика села Суры, Пинежского уезда, Архангельской губернии. При крещении был наречен Иоанном в честь преподобного Иоанна Рыльского, покровителя Болгарии. Уже в детстве ему была свойственна особая чуткость к проявлениям духовного мира: в шестилетнем возрасте Иоанн сподобился явления своего Ангела-Хранителя. Грамота вначале давалась ему с трудом, как и преподобному Сергию Радонежскому, - и точно так же, как и Преподобный, по молитве отрок Иоанн обрел способности к учению.
В 1851 году окончил Архангельскую духовную семинарию, а в 1855 г. - Петербургскую Духовную академию. Тогда же он вступил в брак с дочерью протоиерея Константина Новицкого Елизаветой и вскоре стал священником - 12 декабря 1855 года о. Иоанн совершил свое первое священническое служение в Свято-Андреевском соборе города Кронштадта. С этого времени отец Иоанн начинает неустанную проповедь в храме и в частных домах, постоянно занимается делами благотворительности, преподает в гимназии, учреждает в Кронштадте "Дом трудолюбия" для бедняков.
Первый Вселенский Собор. Икона критской школы. 1591 год. Иконописец Михаил Дамаскин.
Первый Вселенский Собор. Икона критской школы. 1591 год. Иконописец Михаил Дамаскин.


Первый Вселенский Собор. Икона критской школы. 1591 год. Иконописец Михаил Дамаскин.


Святитель Спиридон, Епископ Тримифунтский, Чудотворец.



Первый Вселенский Собор. Икона критской школы. 1591 год. Иконописец Михаил Дамаскин.


Первый Вселенский Собор. Икона критской школы. 1591 год. Иконописец Михаил Дамаскин.


Святитель Сильвестр, Папа Римский.



Первый Вселенский Собор. Икона критской школы. 1591 год. Иконописец Михаил Дамаскин.


Святой Равноапостольный Царь Константин.



Первый Вселенский Собор. Икона критской школы. 1591 год. Иконописец Михаил Дамаскин.


Святая Преподобномученица Феодосия, дева Константинопольская. Икона. Византийский музей в Салониках.
Святая Преподобномученица Феодосия, дева Константинопольская. Икона. Византийский музей в Салониках.


Преподобномученица Феодосия Константинопольская (+ ок. 730), дева, родилась по усердной молитве родителей и после их смерти воспитывалась в Константинопольском женском монастыре в честь святой мученицы Анастасии. Святая Феодосия приняла постриг в женской обители после того, как раздала бедным оставшееся от родителей имущество. Часть денег употребила на написание икон Спасителя, Божией Матери и мученицы Анастасии.
Когда воцарился Лев Исавр, жестокий гонитель иконопочитателей, он издал приказ повсеместно уничтожить святые иконы. В Константинополе существовали тогда ворота, называвшиеся "медными", а над ними уже более 400 лет находился медный образ Спасителя. В 730 году лжепатриарх-иконоборец Анастасий приказал снять образ. Православный народ, во главе которого была преподобномученица Феодосия с другими инокинями, бросился на защиту иконы и опрокинул лестницу вместе с воином, исполнявшим приказ. Лжепатриарх Анастасий, боясь, что волнения усилятся, известил о случившемся императора. По приказу последнего воины перебили всех инокинь, а преподобномученицу Феодосию как самую ревностную защитницу икон заключили в темницу. В течение недели ей каждый день наносили по сто ударов, а на восьмой день повели вдоль города, жестоко избивая по пути. Один из воинов начал бить мученицу и нанес ей смертельную рану, от которой мученица тотчас скончалась. Тело святой преподобномученицы, брошенное на землю, было с благоговением погребено христианами в монастыре Диокритис в Константинополе. Место погребения преподобномученицы Феодосии прославилось многочисленными исцелениями больных.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Исповедник, Архиепископ Симферопольский и Крымский.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Исповедник, Архиепископ Симферопольский и Крымский.


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Исповедник, Архиепископ Симферопольский и Крымский.


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961), исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 г. в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Отец его был был ревностным католиком, часто ходил в костел и подолгу молился дома, но своих домашних не принуждал принимать католицизм. Мария Дмитриевна была по рождению православной, хотя в церковь не ходила, молилась дома. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Валентин был третьим из пятерых детей.
Вознесение Господне.
Вознесение Господне.


Вознесение Господне.


Вознесение Господне.


Вознесение Господне. Икона Преподобного Андрея Рублёва. 1408 год.



Вознесение Господне.


Вознесение Господне.


Вознесение Господне.


Вознесение Господне. Икона. Тверь, середина XV века.

Святой Иоанн Предтеча. Иконописец Александр Рудой.
Святой Иоанн Предтеча. Иконописец Александр Рудой.


Святой Иоанн Предтеча. Иконописец Александр Рудой.


Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елисаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.
По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Услышав об убийствах, Елисавета, взяв отрока, удалилась в пустынные горы. Видя приближающихся воинов, она взмолилась Богу о спасении, и тогда гора расступилась, приняла её вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили. Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убиения своего праведного мужа, а святой Иоанн был питаем Ангелом до своего совершеннолетия. Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.