+879 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Богоматерь Кириотисса и Синайские Преподобные. Иконописец Пётр. 1230 - 1240-е годы. Монастырь Святой Екатерины на Синае.
Богоматерь Кириотисса и Синайские Преподобные. Иконописец Пётр. 1230 - 1240-е годы. Монастырь Святой Екатерины на Синае.


Богоматерь Кириотисса и Синайские Преподобные. Иконописец Пётр. 1230 - 1240-е годы. Монастырь Святой Екатерины на Синае.


Фрагмент. Святые Преподобные Георгий и Нил Синайские.



В среду Светлой Седмицы совершается память всех святых, подвизавшихся на Богошественной горе Синай. В этот день поминаются святой пророк Моисей, получивший на Синае скрижали Завета, и его брат пророк и первосвященник Аарон; основатель монастыря св. Екатерины на Синае святой Император Иустиниан, преподобные отцы, подвизавшиеся в обителях горы Божественного Откровения, в числе которых духовные писатели св. Иоанн Лествичник, св. Нил Синайский, св. Григорий Синаит, великие подвижники св. Акакий, св. Иосиф Раифский, святители, начинавшие свои иноческие подвиги на Синае, как Антиохийский Патриарх Анастасий, и многие мученики, пострадавшие от язычников и мусульман.
Явление Ангела жёнам-мироносицам (Белый Ангел). Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. До 1228 года.
Явление Ангела жёнам-мироносицам (Белый Ангел). Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. До 1228 года.


Явление Ангела жёнам-мироносицам (Белый Ангел). Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. До 1228 года.


По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, т. е. воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.
Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.
Сошествие во ад (Воскресение Христово). Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.
Сошествие во ад (Воскресение Христово). Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.


Лик Спасителя.



Сошествие во ад (Воскресение Христово). Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.


Праотец Адам.



Сошествие во ад (Воскресение Христово). Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.


Праматерь Ева.
Сошествие во ад (Воскресение Христово). Икона Дионисия. 1502 - 1503 годы.
Сошествие во ад (Воскресение Христово). Икона Дионисия. 1502 - 1503 годы.


Сошествие во ад (Воскресение Христово). Икона Дионисия. 1502 - 1503 годы.


Лик Спасителя.



Сошествие во ад (Воскресение Христово). Икона Дионисия. 1502 - 1503 годы.


Святой Иоанн Предтеча.



Сошествие во ад (Воскресение Христово). Икона Дионисия. 1502 - 1503 годы.


Праотец Ной с ковчегом в руках.



Сошествие во ад (Воскресение Христово). Икона Дионисия. 1502 - 1503 годы.


Праматерь Ева.



Сошествие во ад (Воскресение Христово). Икона Дионисия. 1502 - 1503 годы.


Праотец Адам.

Не рыдай Мене, Мати. Диптих. Византия, XIV век. Метеоры, Греция.
Не рыдай Мене, Мати. Диптих. Византия, XIV век. Метеоры, Греция.


Не рыдай Мене, Мати. Диптих. Византия, XIV век. Метеоры, Греция.


Не рыдай Мене, Мати. Диптих. Византия, XIV век. Метеоры, Греция.


Не рыдай Мене, Мати. Диптих. Византия, XIV век. Метеоры, Греция.


"Не рыдай Мене, Мати" — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки обычно сложены крест-накрест. За спиной Христа Крест, часто с орудиями Страстей.
Название взято из ирмоса девятой песни канона Преподобного Космы Маиумского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии:
"Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия".
Чаще всего слева (по отношению к зрителю) от Христа изображается оплакивающая Его Богородица, состав прочих предстоящих различен в разных изводах и повторяет подбор персонажей сцены Распятия. Также известны одиночные изображения Христа без оплакивающих.
Композиция совмещает сцены «Снятия со Креста» и «Положения во гроб», посвящена оплакиванию Христа.
Распятие Господне. Византийская икона XIV века.
Распятие Господне. Византийская икона XIV века.


Распятие Господне. Византийская икона XIV века.


Распятие Господне. Византийская икона XIV века.


Распятие Господне. Византийская икона XIV века.


Казнь через распятие на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, - обыкновенно, люди жестокие, - не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудив Его к такой смерти. Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей, потому и желал перенести их до конца.
Притча о десяти девах. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502 год.
Притча о десяти девах. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502 год.


Притча о десяти девах. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502 год.


Притча о десяти девах. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502 год.


ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ с толкованиями Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского:

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И, как жених замедлил, то задремали все и уснули.

Под образом дев Господь предлагает притчу о милостыне, чтобы, так как девство имеет великое значение, то кто-нибудь, сохранив девство, не пренебрег прочими подвигами. Знай же, что, не творя милостыни, хотя бы ты был и девственником, будешь извержен вместе с блудниками. И справедливо извергается иной, бывший девственником, но не милостивый и жестокосердый. Блудника одолевает сильная, естественная страсть, а немилосердый побежден деньгами. Но чем слабее противник, тем менее заслуживает прощения побежденный страстью сребролюбия. Сребролюбец и "неразумен", потому что победил естественное плотское разжжение, а сам побежден более слабым злом - деньгами. Сон означает смерть, а замедление жениха указывает, что не скоро наступит второе пришествие.
Лепта вдовицы. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502 год.
Лепта вдовицы. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502 год.


Лепта вдовицы. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502 год.


Лепта вдовицы. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502 год.


При входе в храм Иерусалимский была поставлена сокровищница, то есть сборная кружка, в которую молящиеся клали свои добровольные пожертвования на храм.
Иисус Христос сел против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги (свои пожертвования) в сокровищницу. Многие богатые клали много.
Подошла к сокровищнице одна бедная вдова и положила в нее две лепты (не много больше половины копейки), что составляет малую римскую монету кодрант. Такой дар мог казаться людям не стоящим никакого внимания.
Но Сердцеведец Господь указал ученикам Своим именно на эту скромную жертву бедной женщины. Господь оценил ее по внутреннему достоинству ее. Подозвав учеников к себе, Спаситель сказал им: "Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего, а она от бедности своей положила все, что имела, – все пропитание свое", т. е. она положила последнее, что у нее было, и таким образом посвятила Богу все, что имела.
ПРИМЕЧАНИЕ См. в Евангелии: от Марка 12, 41-44; от Луки 21, 1-4.

Протоиерей Серафим Слободской.
diomedes2 +1 358 Нет комментариев