Если у вас возникают какие-то проблемы с сайтом, используйте адрес http://photoclubs.ru Проблем быть не должно. 

Есть желание помочь сайту материально? Сделайте перевод на 4817760231077102 сбер.Любая сумма будет полезна.

+984 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Успение Пресвятой Богородицы. Икона. Тверь, последняя четверть XV века.
Успение Пресвятой Богородицы. Икона. Тверь, последняя четверть XV века.


Успение Пресвятой Богородицы. Икона. Тверь, последняя четверть XV века.


Успение Пресвятой Богородицы. Икона. Тверь, последняя четверть XV века.


Успение Пресвятой Богородицы. Икона. Тверь, последняя четверть XV века.


Успение Пресвятой Богородицы. Икона. Тверь, последняя четверть XV века.


Святой Преподобный Феодосий Печерский. Фрагмент новгородской иконы конца XV века.
Святой Преподобный Феодосий Печерский. Фрагмент новгородской иконы конца XV века.


Преподобный Феодосий Печерский (ок. 1036 - 1074), основатель общежительного монастырского устава и один из родоначальников монашества на Руси, родился в Василеве (ныне город Васильков под Киевом) и происходил из родовитой семьи. Ни мирское имя, ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят к 1036 году.
Юные годы Св. Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-ми летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. В возрасте 14 лет он лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты — отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого.
Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о святых местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев, где был принят Преподобным Антонием и пострижен. Тогда же и дано было ему имя Феодосий; это произошло около 1056—1057 гг. Выcoкиe духовные подвиги Преподобного Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет.
Святой мученик Фотий Никомидийский. Фреска церкви Свв. Иоакима и Анны (Королевской церкви) в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год.
Святой мученик Фотий Никомидийский. Фреска церкви Свв. Иоакима и Анны (Королевской церкви) в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год.


Святые и славные мученики Фотий и Аникита жили в Никомидии в царствование Диоклетиана (ок. 304). Император издал эдикт, предписывающий всем гражданам в знак послушания властям приносить жертвы идолам. Эдикт угрожал христианам различными пытками и высылкой на окраины империи. Это сильно обеспокоило население столицы Востока. Многие христиане из страха перед пытками отреклись от Единого Бога и подчинились. Но те, в чьих сердцах глубоко укоренилась вера, мужественно противостояли угрозам, вооружившись победным крестным знамением, громко исповедовали имя Христово и шли на муки. Гонение распространялось на различные города империи, и его жертвы были неисчислимы.
По прошествии двух лет Диоклетиан сам направился из Фессалоник в Никомидию, чтобы проверить, как исполняются его эдикты. Он собрал сенат в присутствии войска и приказал выставить катапульты, колеса, решетки и другие орудия пыток, один вид которых вызывал у присутствующих содрогание. Затем император обратился с речью к присутствующим, и устрашенный народ не ответил ни слова. Тогда один из членов сената, комит (высокопоставленный воин) Аникита, известный высокой образованностью и мудростью, вышел из толпы и, подойдя к императору, смело обратился к нему. Он посмеялся над пустыми угрозами, к которым гонитель вынужден был прибегать для защиты бессильных идолов, неспособных защитить себя. Потом он обвинил императора в том, что тот воюет против Бога Живого и вынуждает людей, которые созданы были по Его образу и подобию, поклоняться истуканам, выбитым из камня и вырезанным из дерева. Аникита сказал, что только Христос является истинным Господом неба и земли и через Него дается власть царям и правителям, потому что Он украсил небо звездами, а землю – растениями и животными, которые служат человеку и призывают его славить Бога.
Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский. Икона. Новгород, около 1407 года.
Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский. Икона. Новгород, около 1407 года.


Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский. Икона. Новгород, около 1407 года.


Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский. Икона. Новгород, около 1407 года.


Святитель Спиридон, Епископ Тримифунтский, Чудотворец.



Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский. Икона. Новгород, около 1407 года.


Священномученик Власий, Епископ Севастийский.



Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский. Икона. Новгород, около 1407 года.


Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский. Икона. Новгород, около 1407 года.


Святой мученик Архидиакон Евпл Катанский. Фреска церкви Святых Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария. XIII век.
Святой мученик Архидиакон Евпл Катанский. Фреска церкви Святых Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария. XIII век.


Мученик архидиакон Евпл пострадал в 304 году при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане (284-305). Он служил в сицилийском городе Катане. Всегда нося при себе Евангелие, святой Евпл бесстрашно проповедовал язычникам о Христе. Однажды, когда он читал и объяснял Евангелие собравшемуся народу, его схватили и представили правителю города Калвисиану. Святой Евпл исповедал себя христианином и обличил идольское нечестие. За это его предали мучениям. Израненного святого бросили в темницу, где он пробыл в молитве 7 дней. Господь извел в темнице мученику источник воды для утоления жажды. Представ вторично судье, укрепленный и радостный, он вновь исповедал веру во Христа и обличил мучителя за пролитие крови неповинных христиан. Судья велел оторвать святому уши и отрубить голову. Когда святого повели на казнь, ему на шею повесили Евангелие. Испросив время на молитву, архидиакон стал опять читать и разъяснять народу Евангелие. Многие из язычников уверовали во Христа. Воины взяли архидиакона и усекли мечом.
Святой мученик Роман Римский. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.
Святой мученик Роман Римский. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские пострадали в 258 году при императоре Валериане (253-260). Святой Папа Сикст, родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был поставлен епископом в Рим после мученической кончины святого Папы Стефана (253-257 гг.). Это было время, когда Папа, занимавший Римский престол, избирался на верную смерть. В скором времени святой Сикст был также схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: "Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву (совершал Божественную Литургию)? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!" Святой Сикст отвечал ему: "Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам". Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя.
Услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг, и сказал святителю: "Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня!" Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом († 6 августа 258 г.). Император заключил святого Лаврентия в темницу и поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий ответил: "Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища". За это время святой собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: "Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном".
Икона Божией Матери "Пелагонитисса" ("Взыграние Младенца"). Иконописец Макарий Зограф. 1421 - 1422 годы. Музей Македонии, Скопье.
Икона Божией Матери "Пелагонитисса" ("Взыграние Младенца"). Иконописец Макарий Зограф. 1421 - 1422 годы. Музей Македонии, Скопье.


Икона Божией Матери "Пелагонитисса" ("Взыграние Младенца"). Иконописец Макарий Зограф. 1421 - 1422 годы. Музей Македонии, Скопье.


"Взыграние" ("Взыграние Младенца") - русское название одного из вариантов иконографического типа Богоматери Елеусы (Умиление), отражающее подчеркнуто эмоциональный характер взаимоотношений Богоматери с Сыном, изображенным играющим (или резвящимся). Название извода появилось на Руси в эпоху позднего средневековья, не являлось ни литературным эпитетом, ни топонимом, имело хождение преимущественно в среде иконописцев и любителей иконописи; случаи использования его в качестве сопровождающей надписи на самих иконах не известны. В большинстве композиций этого извода Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, порывисто тянется ручками к лику Матери, касаясь Ее подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Его фигура полна живого, нетерпеливого движения, так что Богоматери приходится удерживать Сына, нежно прижимая одну из Его обнаженных ножек (часто скрещенных). Неотъемлемой деталью иконографии является свернутый свиток в откинутой назад руке Младенца.
Преображение Господне. Иконописец Феофан Грек (?). Около 1403 года.
Преображение Господне. Иконописец Феофан Грек (?). Около 1403 года.


Преображение Господне. Иконописец Феофан Грек (?). Около 1403 года.


Христос и Апостолы восходят на гору Фавор.



Преображение Господне. Иконописец Феофан Грек (?). Около 1403 года.


Святой Пророк Илия.



Преображение Господне. Иконописец Феофан Грек (?). Около 1403 года.


Господь Иисус Христос.



Преображение Господне. Иконописец Феофан Грек (?). Около 1403 года.


Святой Пророк Моисей.



Преображение Господне. Иконописец Феофан Грек (?). Около 1403 года.


Святой Апостол Пётр.

Богоматерь Параклесис. Фреска церкви Святого Андрея на Треске (Андрияш), Македония. 1388 - 1389 годы. Иконописец митрополит Йован Зограф.
Богоматерь Параклесис. Фреска церкви Святого Андрея на Треске (Андрияш), Македония. 1388 - 1389 годы. Иконописец митрополит Йован Зограф.


Богоматерь Параклесис. Фреска церкви Святого Андрея на Треске (Андрияш), Македония. 1388 - 1389 годы. Иконописец митрополит Йован Зограф.


Богоматерь Параклесис. Фреска церкви Святого Андрея на Треске (Андрияш), Македония. 1388 - 1389 годы. Иконописец митрополит Йован Зограф.


Агиосоритисса (греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα, происходит от названия часовни греч. Ἁγία Σορός (Агиа Сорос — святой Раки, т. е. гробницы Богородицы, перенесённой из Иерусалима) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе), Святорачица, Халкопратийская — один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.
Известен по ряду византийских источников не позднее IX—X вв., получил широкое распространение в византийском искусстве XII—XV вв. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда ещё одно именование — Заступница. Изображения Божией Матери из деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего (особенно в искусствоведении) этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну.
Ангелы Господни. Фрагменты фрески "Успение Пресвятой Богородицы". Монастырь Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.
Ангелы Господни. Фрагменты фрески "Успение Пресвятой Богородицы". Монастырь Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.


Ангелы Господни. Фрагменты фрески "Успение Пресвятой Богородицы". Монастырь Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.


Ангелы Господни. Фрагменты фрески "Успение Пресвятой Богородицы". Монастырь Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.


Ангелы Господни. Фрагменты фрески "Успение Пресвятой Богородицы". Монастырь Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.


Ангелы Господни. Фрагменты фрески "Успение Пресвятой Богородицы". Монастырь Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.