+949 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Святой Равноапостольный Климент, Епископ Охридский. Фреска церкви Богородицы Перивлепты (Св. Климента) в Охриде, Македония. Около 1295 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Святой Равноапостольный Климент, Епископ Охридский. Фреска церкви Богородицы Перивлепты (Св. Климента) в Охриде, Македония. Около 1295 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.


Равноапостольный Климент Охридский (+ 916), по происхождению славянин, был учеником святых Кирилла и Мефодия. После изгнания из Моравии славянские исповедники святые Ангеляр, Климент и Наум прибыли в Болгарию (которой тогда принадлежала и Македония), где их встретили с почетом и просили ввести богослужение на славянском языке. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью.
Вскоре св. Ангеляр скончался, а св. Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице — области в юго-западной Македонии. В Православной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Св. Климент еще в Моравии был в чине «стоявших на степени учителей».
В Болгарии святой Климент исполнял должность учителя до 893 года. Он организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Св. Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным: только принадлежавших к клиру известно 3500 человек.
Святой Равноапостольный Наум Охридский. Икона. Охрид, XIV век. Лик.
Святой Равноапостольный Наум Охридский. Икона. Охрид, XIV век. Лик.


Равноапостольный Наум Охридский, исповедник был по происхождению славянином. Был учеником святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, помогая святым братьям в деле просвещения славянского народа и утверждении Православия в Моравии.
Святой был оклеветан и брошен в темницу и после жестоких истязаний изгнан из Моравии. Придя в Болгарию, в состав которой в то время входил Охрид, Наум вместе со святыми Климентом и Ангеляром жил при дворе царя Бориса I, утверждая в Православии знатных людей. Святой Наум был усердным помощником святителя Климента. На берегу Охридского озера он вместе со святителем Климентом основал монастырь, который на века стал прибежищем для бедных и увечных. Вокруг него собралось множество иноков, потому что он был мудрым наставником, строгим подвижником, чудотворцем и молитвенником. Он неустанно трудился над переводом Священного Писания на славянский язык. Вместе со святителем Климентом они были прозваны «новыми Моисеем и Аароном». Преставился равноапостольный Наум 23 декабря (5 января) 910 года и был погребён в основанной им обители. Святые мощи равноапостольного Наума, хранящиеся под спудом, прославились чудотворениями; прикасаясь к гробнице святого, больные получали исцеления.
Лик Спасителя.
Лик Спасителя.
Христос Пантократор (Вседержитель). Икона. Византия, 1370 - 1380-е годы. Фрагмент.
Христос Пантократор (Вседержитель). Икона. Византия, 1370 - 1380-е годы. Фрагмент.
Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Икона. Византия, 1370 - 1380-е годы. Фрагмент.
Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Икона. Византия, 1370 - 1380-е годы. Фрагмент.
Святой Пророк Иезекииль.
Святой Пророк Иезекииль.


Святой Пророк Иезекииль. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Святой Пророк Иезекииль.


Святой Пророк Иезекииль. Современная фреска.



Святой Пророк Иезекииль.


Святой Пророк Иезекииль. Фреска церкви Богородицы Елеусы в Велюсе, Македония. Начало XII века.



Святой Пророк Иезекииль.


Святой Пророк Иезекииль.


Святой Пророк Иезекииль.


Видение Пророка Иезекииля. Миниатюра "Слов Григория Назианзина" (Григория Богослова). Византия, IX век. Фрагмент.

Святой Пророк Илия.
Святой Пророк Илия.


Святой Пророк Илия. Фреска церкви Святых Апостолов в Пече, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Святой Пророк Илия.


Святой Пророк Илия. Икона. Византия, начало XIII века. Монастырь Святой Екатерины на Синае. Лик.



Святой Пророк Илия.


Святой Пророк Илия.


Святой Пророк Илия.


Фрагмент: ворон, приносящий пищу Святому Пророку Илие.

Святой Пророк Илия в пустыне. Византийская икона XIV века. Государственный Эрмитаж.



Святой Пророк Илия.


Огненное восхождение Илии Пророка. Русская икона XVI века.



Святой пророк Илия - один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета - родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова.

Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: "Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным". Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание, три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве.
Святой Преподобный Серафим Саровский, Чудотворец. Икона. Россия, начало ХХ века.
Святой Преподобный Серафим Саровский, Чудотворец. Икона. Россия, начало ХХ века.


Преподобный Серафим Саровский (1754 - 1833) - великий подвижник Русской Церкви. В миру Прохор Исидорович Мошнин, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.
После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.
Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.
Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы "Знамение"; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.
Святая Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская.
Святая Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская.


Святая Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская.


Святая Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская.


Святая Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская. Икона. Кипр, последняя четверть XIII века. Церковь Святого Креста в Педуле на Кипре.



Святая Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская.


Святая Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская.


Святая Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская.


Святая Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская. Икона. Византия, конец XIV - начало XV в. Византийский музей, Афины.



Великомученица Марина Антиохийская (IV в.) родилась в Антиохии Писидийской. Отец ее был языческим жрецом. От своей кормилицы святая Марина узнала о христианской вере. В то время император Диоклетиан (284-305 гг.) начал гонение на христиан, так что многие христиане вынуждены были скрываться в пещерах и пустынях. Когда Марине исполнилось двенадцать лет, она приняла Крещение. Узнав об этом, отец отрекся от нее.
Как-то в возрасте пятнадцати лет Марина вышла в поле, чтобы посмотреть на овец своего отца, которые там паслись. Правитель той области Олимврий проезжал мимо, очаровался ее красотой и сделал ей предложение. Марина не скрывала, что она христианка. Тогда правитель отдал ее на попечение одной знатной женщине, надеясь, что та уговорит девушку отречься от Христа. Но Марина отвергла это и отказалась принести жертву идолам.
Тогда ее подвергли разным истязаниям: секли прутьями, строгали тело ее трезубцами, вбивали в нее гвозди, жгли огнем. При виде таких страданий девушки народ плакал от жалости. Благодать Божия исцелила Марину от ран, но мучители не вразумились чудом. На следующий день ее снова обжигали, затем стали топить в большой бочке. Во время пыток содрогнулась земля, с рук Марины спали оковы, над ее головой засиял необыкновенный свет, в котором кружилась голубица с золотым венцом в клюве. Пораженный народ стал славить Бога. Правитель приказал казнить Марину и тех, кто уверовал во Христа. В тот день вместе с ней обезглавили 15 000 человек.
Очевидец Феотим описал ее страдания. Мощи великомученицы Марины хранились в Константинополе до взятия города крестоносцами в 1204 г. Западная церковь чтит Марину, называя ее Маргаритой Антиохийской. Многие храмы посвящены ее имени.
Христос Пантократор. Икона. Византия, начало XIII века. Монастырь Святой Екатерины на Синае.
Христос Пантократор. Икона. Византия, начало XIII века. Монастырь Святой Екатерины на Синае.


Христос Пантократор. Икона. Византия, начало XIII века. Монастырь Святой Екатерины на Синае.


Христос Пантократор. Икона. Византия, начало XIII века. Монастырь Святой Екатерины на Синае.


Христос Пантократор (Вседержитель; от греч. Пαντοκρατωρ — Всевластный, Всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. В левой руке Христа изображают свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.