Если у вас возникают какие-то проблемы с сайтом, используйте адрес http://photoclubs.ru Проблем быть не должно. 

Есть желание помочь сайту материально? Сделайте перевод на 4817760231077102 сбер.Любая сумма будет полезна.

+984 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА.
СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА.


Святой Иоанн Предтеча. Фреска монастыря Пантократора на Святой Горе Афон. Около 1363 года.



СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА.


Святой Иоанн Предтеча. Икона. Византия, около 1363 года. Монастырь Пантократора на Святой Горе Афон. Лик.



СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА.


Святой Иоанн Предтеча. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Сопочаны, Сербия. XIII век.



СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА.


СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА.


Святой Иоанн Предтеча. Фрагмент фрески монастыря Зарзма, Грузия. XIV век.


11 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.
11 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.


О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).
После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. Восхищённый её пляской, он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).
Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Гая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник (11 сентября по новому стилю) и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.
Святой Великомученик Фанурий Родосский. Иконописец Ангелос Акотантос. Крит, вторая четверть XV века.
Святой Великомученик Фанурий Родосский. Иконописец Ангелос Акотантос. Крит, вторая четверть XV века.


Святой Великомученик Фанурий Родосский. Иконописец Ангелос Акотантос. Крит, вторая четверть XV века.


О славном мученике Христовом Фанурии – откуда он происходил, кем были его родители, когда и как он принял мученическую смерть – мы не имеем почти никакой информации, поскольку все сведения были утеряны и преданы забвению. Таким образом, все обстоятельства жизни святого остались людям неизвестны.

Однако об этом великом святом были открыты следующие сведения.

В XIV веке, когда славный остров Родос находился под властью неверных, тогдашний правитель острова решил восстановить городские стены, которые сравняли с землей иностранные завоеватели. Когда были собраны необходимые материалы, начались раскопки по направлению к северной части острова. Были обнаружены уничтоженные дома, а также полуразрушенный храм. Рабочие стали копать глубже, пока не дошли до основания храма. Здесь были найдены многочисленные предметы той эпохи, в том числе и различные иконы, которые оказались практически уничтоженными временем. Но одна икона осталась совершенно целой и невредимой, будто только что вышла из рук иконописца. Когда этот святейший храм с многочисленными иконами увидел свет, несомненно, по Божественному промыслу, в той местности находился тогдашний пастыреначальник острова, Нил Диаспорин, архиерей, известный своей добродетельностью и мудростью. Он прочел надпись на сохранившейся невредимой иконе: «Святой Фанурий».
Чудотворная Петровская икона Божией Матери. Написана Св. Петром, впоследствии Митрополитом Московским. Успенский собор Московского Кремля.
Чудотворная Петровская икона Божией Матери. Написана Св. Петром, впоследствии Митрополитом Московским. Успенский собор Московского Кремля.


Петровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом Московским († 21 декабря 1326 г.) в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси († 6 декабря 1306), святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир-на-Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303-1311). Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону святителю Петру со словами: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.
Святой мученик Лупп Солунский. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Афоне. Иконописец Мануил Панселин.
Святой мученик Лупп Солунский. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Афоне. Иконописец Мануил Панселин.


Святой Луп (Лупп) жил на рубеже III–IV веков. Он был рабом святого Димитрия Солунского. Луп присутствовал при мученичестве господина в Фессалонике и забрал его окровавленную тунику и императорский перстень, обагренный мученической кровью. Впоследствии он совершил силой этих святынь множество чудес и исцелений и этим укрепил веру христиан.
Именно поэтому император, все еще находившийся в Фессалонике, повелел его арестовать и подвергнуть мучениям. Святой Луп был осужден на смерть. По преданию, во время его казни два воина, которым поручили это исполнить, обратили свои мечи один против другого и ранили друг друга. Мученик же молился Христу, чтобы Тот даровал ему прежде смерти благодать крещения. В этот момент над ним остановилось облако, из которого излилась вода. Облекшись в нового человека и в могущество Святого Духа [т. е. крестившись], Луп стойко претерпел мучения, после чего был обезглавлен. Этим он освободился от рабства земной жизни, дабы удостоиться Царства Небесного.
Святой Иессей. Фрагмент фрески "Древо Иессеево". Монастырь Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.
Святой Иессей. Фрагмент фрески "Древо Иессеево". Монастырь Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Святой Иессей (+ ок. кон. XI в. до Рождества Христова), отец святого царя Давида.
Память в Неделю святых праотец и в Неделю святых отец.

Происходил из древнего иудейского рода, был сыном Овида и внуком Вооза и Руфи (Руфь 4, 17). Жил в Вифлееме и находился уже в преклонном возрасте, имея при том многочисленное семейство, в то время когда его младший сын, Давид, был призван по повелению Божию чрез пророка Самуила на царство (1 Цар 16; 17:12). Во время преследования Саулом Давида Иессей с прочим своим семейством подвергался нередко опасности. Он удалился со всем своим домом сначала к Давиду в пещеру Одолламскую, а затем жил у царя Моавитского (1 Цар 22:1-4). Более о нем в Священном Писании не упоминается. При торжественном вступлении Давида на царство Иессея, по-видимому, уже не был в живых.

Пророк Исаия, пророчествуя о Христе, говорил о Нем как об "отрасли от корня Иессеева" (Ис 11:1), что послужило основанием традиции изображения родословной Господа в виде древа, растущего от Иессея. В Новом Завете в родословии Господа Иисуса Христа имя Иессея упоминается дважды (Мф 1:5, Лк 3:32).
Святой Апостол Пётр. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.
Святой Апостол Пётр. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.


Апостол Пётр, который сначала носил имя Симон, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом Апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем во время рыбной ловли на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с Апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.
Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место среди Христовых Апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христом, то есть Мессией, за что удостоился наименования Кифа (Камень, по гречески - Пётр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.
Чудотворная Донская икона Божией Матери. XIV век.
Чудотворная Донская икона Божией Матери. XIV век.


Чудотворная Донская икона Божией Матери. XIV век.


Чудотворная Донская икона Божией Матери. XIV век.


Икона Божией Матери Донская.
Празнование 19 августа / 1 сентября.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня…
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.

А. А. Блок

Шел 1380 год. Русь стонала под игом Золотой Орды. И наконец 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле сошлись в смертельной битве две силы: орда кочевников, не знавшая жалости, привыкшая воевать и побеждать, и ведомые великим князем Димитрием Ивановичем русские рати, вдохновляемые верой Христовой.
Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин:
«Стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развевавшиеся легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким весенним, солнцем, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее. Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска».
И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сиротина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения.
После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской.
Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны. Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву.
На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение Святыя Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери). В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ Иерусалимский (сын праведного Иосифа Обручника, хранителя девства Пресвятой Богородицы, от его первого брака); второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме.
Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.
Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.


Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.


Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.


Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.


Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.


Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.


Спас Нерукотворный. Русские иконы.
Спас Нерукотворный. Русские иконы.


Спас Нерукотворный. Русские иконы.


Спас Нерукотворный. Русские иконы.


Спас Нерукотворный. Русские иконы.


Во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа царь Едессы Авгарь (1) жестоко страдал от проказы и воспаления суставов. Он услышал о бесчисленных исцелениях, которые совершал Иисус. Поскольку сам он не мог ни передвигаться, ни даже показываться перед подданными, он послал в Иерусалим писца Ананию с письмом к Иисусу. В послании повелитель просил Спасителя прийти к нему и исцелить его: он предложил Христу поселиться в Едессе, чтобы избежать козней иудеев. Кроме того, он поручил Анании, который был искусным живописцем, написать портрет Того, о Котором говорили, что Он – Сын Божий.
В Иерусалиме Анания вручил письмо Господу. Христос был окружен большой толпой, поэтому Анания, чтобы лучше видеть Его, поднялся на камень и попытался сделать набросок. Но оказалось, что он не может запечатлеть черты Спасителя, потому что Его лицо, казалось, беспрерывно менялось под действием невыразимой благодати, которая от Него исходила. Христос, проникавший в сердца и мысли людей, догадался о намерении Анании и, желая показать, что невозможно отделить Его человеческую сущность от Божественной, исполнил благочестивое желание посланца, явив великое чудо.
Иисус попросил принести небольшой сосуд, омыл в нем Свое лицо и отер его полотном, сложенным вчетверо. Тотчас Его черты оказались неизгладимо отпечатанными на этом Мандилии – нерукотворно, то есть без помощи человеческих рук. Он вернул полотно Анании с письмом, предназначенным Авгарю. В нем Иисус объяснил, что Ему необходимо исполнить в Иерусалиме предвечный Божественный замысел о спасении людей. Но Он пообещал, что после завершения Своего служения, когда Он вознесется на небо, Он отправит к Авгарю одного из Своих учеников, чтобы тот позаботился о спасении души и тела царя (2).
Повелитель принял Ананию с великой радостью и простерся перед изображением святого лика с верой и любовью, после чего обнаружил себя почти полностью исцеленным от проказы за исключением одной язвы на лбу.
После Вознесения Господа нашего и Пятидесятницы святой апостол Фаддей был послан в Едессу. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. Впоследствии он выказывал столь большое почитание Нерукотворного образа, что приказал поместить его в нишу над главными воротами города, где прежде находился идол. На воротах сделали надпись: «Христос Бог, всякий, кто надеется на Тебя, никогда не узнает несчастья». И каждый, кто входил в город, должен был ему поклониться. Так было во время правления Авгаря и его сына.