Если у вас возникают какие-то проблемы с сайтом, используйте адрес http://photoclubs.ru Проблем быть не должно. 

Есть желание помочь сайту материально? Сделайте перевод на 4817760231077102 сбер.Любая сумма будет полезна.

Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.

Автор
Опубликовано: 3007 дней назад (30 августа 2016)
+1
Голосов: 1
Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.


Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.


Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.


Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.


Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.


Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.




Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.


Чудо о Святых Флоре и Лавре. Икона. Новгород, конец XV века.


Святой Флор и его брат-близнец Лавр жили в правление императора Адриана (117–138). Они занимались ремеслом каменотесов, которому научились в Византии от святых Патрокла и Максима. Получив от наставников также семена благочестия, они поставили свое занятие на службу Богу. Обтесывая камни, чтобы придать им форму и изящество, они сознавали, что на самом деле работают над своими душами, чтобы стесать с них страсти и заставить сверкать подобием Божиим благодаря добродетелям.
Когда их учителя Патрокл и Максим претерпели мученичество, Флор и Лавр покинули Византий и поселились в провинции Иллирик. Прибыв туда, они попросили у правителя Ликона разрешения пользоваться каменоломнями и добывать в них камни, пригодные для обработки. Святые снискали мастерством добрую славу и были приглашены к Лицинию, сыну императрицы. Тот вручил им значительную сумму денег для возведения языческого капища, план которого начертил собственноручно. Святые сделали вид, что принимают предложение, но тотчас раздали деньги бедным. Они проводили ночи в молитве, а днем работали на строительстве. Им помогал ангел, посланный Богом, а также языческий жрец Меренций (или Александр), сына которого, раненного в глаз осколком камня, святые исцелили. Так они смогли быстро закончить работу. Ночью святые собрали бедных, которые пользовались их благодеяниями. Все вместе они привязали веревки к статуям богов, помещенным внутри языческого храма, и повалили их. Затем здание было превращено в церковь Христову.
Когда Лициний узнал эту новость, он, охваченный гневом, отдал приказ разжечь большой костер и сжечь в нем живыми тех бедных, которые были соучастниками Флора и Лавра. Их самих он повелел привязать к тележным колесам и бичевать без всякой пощады. Увидев стойкость святых, десять солдат, которые их мучили, обратились ко Христу и были казнены.
После этого Лициний послал двух святых к правителю Ликону. Тот приказал бросить их в глубокий колодец, где святые мученики предали доблестные души Христу, вознося благодарность Богу и молясь за всех христиан. После казни их тела были обнаружены неповрежденными и источающими небесное благоухание. Святые Флор и Лавр исцелили от слепоты племянника тогдашнего правителя и впоследствии совершили множество иных чудес.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря





Сцена «Чуда о Флоре и Лавре» называется также, на основе сохранившихся надписей на некоторых иконах на эту тему, «Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру». В композиции Флор и Лавр изображаются стоящими по сторонам Архангела, который держит за длинные поводья двух оседланных коней. Ниже изображаются три всадника-коневода и табун лошадей около водоема. Имена коневодов — Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, что в переводе с греческого означает «ускоряющий бег коня», «гонящий коня» и «ухаживающий за конем».

В канонической греческой, югославянской и русской литературе Флор и Лавр известны как христианские мученики — братья, по ремеслу каменщики. Почитание Флора и Лавра как святых покровителей коней возникло на Балканах (Иллирия). С Балкан это почитание перешел на Русь и здесь получило особенно широкое распространение. Создание иконной композиции «Чуда о Флоре и Лавре» — вероятнее всего является чисто русским самобытным творчеством. Тип Флора и Лавра, описанный в иконописных подлинниках, устанавливается в XV в. По иконописному подлиннику Флор изображается «подобием рус, власы с ушей кратки, брада невелика... в двух ризах (одеждах): верхняя вохра с киноварью, исподняя (нижняя) лазоревая, в руке крест, другая молебна, на ногах сапоги»; Лавр «подобием млад, без брады, власы просты смяты и аки подстрижены; риза киноварная, исподняя вохра с белилом, в руке крест, другая молебна, на ногах сапоги» («Сводный иконописный подлинник XVIII века». По списку Г. Филимонова, М., 1874, стр. 423, под 18 августа).

Святые Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп были сначала язычниками, конюхами богини Немезиды, затем стали христианскими мучениками. По иконописному подлиннику они изображаются так: «вси млади, аки трие пещные отроки кудреваты, на главах колпаки; на первом риза лазорь, испод бакан, на главе колпак киноварь, на другом риза киноварь, испод празелень, на главе колпак лазорь; на третьем риза бакан с белилом, испод вохра, на главе колпак бел, все препоясаны ширинками и в сапогах. Сии святии три обеда ястие (ели)... и кони изводяще на всякий скверный отеческий их праздник Немеседиосу, потом веровавши во Христа и мучение прияша» (указ. выше сводный иконописный подлинник, стр. 251, под 16 января).
1421 просмотр
Комментарии (0)